Фотогалерея
Наши публикации
Национальные партнёры
Международные партнёры
Интернет опрос посетителей сайта
Ha уровне международных стандартов
В годы независимости в Узбекистане накоплен положительный опыт проведения демократических выборов в соответствии с международными избирательными стандартами.
Для дальнейшего укрепления гарантий избирательных прав граждан, обогащения национальной практики по организации и проведению выборов постоянно совершенствуется избирательное законодательство.
Так, в статье 5 Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан» определено, что подготовку и проведение выборов Президента Республики Узбекистан осуществляют избирательные комиссии открыто и гласно.
Для соблюдения этих принципов законом предусмотрено, что во всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов на каждом избирательном участке имеют право участвовать по одному наблюдателю от политических партий, выдвинувших кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, представители печати, телевидения и радио, наблюдатели от других государств, международных организаций и движений.
Следует отметить, что участие международных наблюдателей в избирательном процессе закреплено в итоговом документе Копенгагенской конференции по человеческому измерению ОБСЕ, принятом 26 июня 1990 года. Согласно пункту 8 этого документа участие международных наблюдателей в выборах, проходящих в государствах членах, повышает значимость выборного процесса. Поэтому для наблюдения за этим процессом приглашаются представители государств-членов и международных организаций по желанию. Для непосредственного веления наблюдений за выборами в Узбекистане Центральная избирательная комиссия направляет приглашения в международные организации.
Деятельность зарубежных и международных наблюдателей регулируется законами «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан», а также Положением о наблюдателях, участвующих в выборах Президента Республики Узбекистан от зарубежных государств, международных организаций и движений, разработанном в соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права по организации и проведению выборов. Оно утверждено постановлением Центральной избирательной комиссии от 15 сентября 2016 года.
Центральная избирательная комиссия официально направила приглашения в Бюро по демократическим институтам и правам человека Организации безопасности и сотрудничества в Европе, в Исполнительный комитет Содружества Независимых Государств, Шанхайскую организацию сотрудничества, Организацию исламского сотрудничества, Всемирную ассоциацию избирательных органов для участия в международном наблюдении за президентскими выборами. И они приняли решение направить своих наблюдателей. До настоящего времени ЦИК аккредитовала более 90 наблюдателей миссий этих организаций, ожидается участие ещё около 500 международных и зарубежных наблюдателей.
Полномочия зарубежных и международных наблюдателей вступают в силу со дня их аккредитации Центральной избирательной комиссией и завершаются в день официального объявления результатов выборов. При необходимости повторного голосования или проведения повторных выборов центральная избирательная комиссия продлевает срок их мандатов.
ЦИК выдает мандаты зарубежным и международным наблюдателям сразу по их прибытии в Узбекистан, и это служит им основанием для веления своей деятельности.
Международные наблюдатели имеют право участвовать на собраниях по выдвижению кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, на заседаниях избирательных комиссий, посещать избирательные участки, наблюдать за ходом подготовки к выборам, установкой и опечатыванием избирательных ящиков, выдачей избирательных бюллетеней гражданам, а также присутствовать при подсчете голосов и оформлении протокола участковой избирательной комиссии, запрашивать у соответствующей избирательной комиссии утвержденные копии документов об итогах выборов.
При этом исходя из основных принципов - тайны голосования и независимости избирательных комиссий - наблюдателям запрещается находиться в кабине для голосования во время заполнения гражданином избирательного бюллетеня, оказывать влияние на избирателя, распространять какие-либо агитационные материалы или литературу. Им также запрещено спрашивать у избирателя, за кого он отдал свой голос или оказывать ему какую-либо помощь при голосовании, а также вмешиваться в работу участковой избирательной комиссии, в том числе при пломбировании и вскрытии избирательных ящиков, при подсчете голосов.
Международные наблюдатели обязаны соблюдать Конституцию и другие законодательные акты Республики Узбекистан, положения и нормы международного права по организации и проведению выборов, носить при себе выданный ему мандат и удостоверяющий личность документ при посещении избирательных комиссий всех уровней, органов государственной власти и управления, показывать эти документы по требованию должностных лиц. Они должны соблюдать принципы политической нейтральности и беспристрастности, сдерживаться от оказания в том или ином виде предпочтения должностным лицам и участникам избирательного процесса, а до окончания голосования - от выражения своего предположительного мнения, которое могло бы оказать влияние на свободу волеизъявления граждан.
Наряду с этим международному наблюдателю запрещается пользоваться своим положением для осуществления деятельности, не связанной с наблюдением за подготовкой к выборам и их проведением.
В период пребывания на территории Республики Узбекистан международные и зарубежные наблюдатели находятся под зашитой нашего государства. Финансовое и организационное обеспечение их деятельности осуществляется за счет средств направивших их в нашу страну зарубежных государств, международных организаций и движений. Избирательные комиссии оказывают им помощь в осуществлении своих полномочий.
Необходимо подчеркнуть, что международные наблюдатели готовят свое заключение по избирательному процессу и предоставляют его в организацию, которая направила их в Узбекистан. Каждая международная организация официально объявляет итоговый отчет, составленный на основе заключений своих представителей.
В этих отчетах указываются достигнутые положительные результаты и допущенные недостатки, даются необходимые рекомендации по улучшению работы. Они могут быть использованы для дальнейшего совершенствования национального избирательного законодательства. Например, ряд рекомендаций, содержащихся в заявлении БДИПЧ ОБСЕ по предварительным результатам и заключении по итогам выборов Президента Республики Узбекистан 29 марта 2015 года, был имплементирован в наше национальное избирательное законодательство. Так, внесена норма о том, что количество подписных листов, которые должна собрать политическая партия в поддержку кандидата в Президенты Республики Узбекистан, сокращено с пяти процентов от обшей численности избирателей до одного процента.
В целом участие в выборах международных наблюдателей способствует обеспечению открытости и гласности избирательного процесса, повышению его значимости, а также обмену опытом и информацией по вопросам проведения демократических выборов. Поэтому на выборах Президента Республики Узбекистан, которые состоятся 4 декабря этого года, ожидается участие многочисленных наблюдателей. А это, безусловно, имеет важное значение в проведении выборов на основе общепризнанных требований.
Санобар Мансурова,
Руководитель Ташкентского областного
регионального отделения НИМФОГО
Источник: «Правда востока» от 28 ноября 2016 года №231