От сильного государства к сильному гражданскому обществу

Фотогалерея

Национальные партнёры

Международные партнёры

Предварительный отчет по результатам мониторинга хода избирательной кампании по выборам Президента Республики Узбекистан

Общая информация

Независимый институт по мониторингу формирования гражданского общества (далее – Институт) с 15 сентября 2016 года приступил к мониторингу избирательной кампании по выборам Президента Республики Узбекистан.

Мониторинг осуществляется на основе Конституции и законов Республики Узбекистан[1], общепризнанных международных избирательных стандартов и положений международно-правовых актов, а также уставных документов Института.

Мониторинг организации и проведения выборов проводится путем:  получения и обмена информацией из соответствующих органов; направления запроса для получения сведений по интересующим вопросам; участия на заседаниях избирательных комиссий; анализа информации и обобщения эмпирических данных; проведения социологических опросов и др. 

В ходе мониторинга подготовки и проведения выборов Президента Республики Узбекистан особое внимание уделяется таким этапам избирательной кампании, как образование избирательных округов и участков, формирование избирательных комиссий, сбор подписей избирателей в поддержку кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, выдвижение кандидатов, организация предвыборной агитации.

Выборы Президента Республики Узбекистан организуются на основе Конституции Республики Узбекистан, законов «О выборах Президента Республики Узбекистан», «О гарантиях избирательных прав граждан», «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» и других нормативно-правовых актов, регламентирующих все этапы избирательной кампании.

Национальное избирательное законодательство значительно совершенствовано с учетом положений международных актов, а также рекомендаций БДИПЧ ОБСЕ. В частности, в 2015 году внесен ряд дополнений и изменений в закон о выборах Президента Республики Узбекистан, касающихся выдачи мандатов наблюдателям от других государств, международных организаций и движений, порядка голосования в местах заключения под стражей, составления списков избирателей, сокращения количества подписных листов, которые должна собрать политическая партия в поддержку кандидата в Президенты Республики Узбекистан, а также определяющих понятие предвыборной агитации и указывающих виды, формы, методы и сроки ее проведения, порядок досрочного голосования.

Кроме этого, Центральной избирательной комиссией принято 55 постановлений и решений, подробно регламентирующих процесс избирательной кампании по выборам Президента Республики Узбекистан. Также, Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан 9 сентября текущего года утверждена Программа основных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан, согласно которой были определены сроки реализации всех мероприятий избирательной кампании.

          Организация деятельности избирательных комиссий

В Узбекистане создана независимая трехступенчатая система избирательных органов. Выборы организуются Центральной избирательной комиссией, которая, возглавляя систему избирательных комиссий, обеспечивает их функционирование и осуществляет на всей территории страны контроль за исполнением законов о выборах.

Кандидатуры в члены окружной избирательной комиссии обсуждаются на заседаниях Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, областных и Ташкентского городского Кенгашей народных депутатов и рекомендуются для утверждения в Центральной избирательной комиссии.

С 20 по 23 сентября т.г. состоялись сессии во всех областных, Ташкентском городском Кенгашах народных депутатов и Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан. В ходе сессий были обсуждены персональные составы окружных избирательных комиссий по выборам Президента Республики Узбекистан.

ЦИК были рассмотрены и утверждены персональные составы ОИК, информация о которых была опубликована 26 сентября т.г. в местной печати. В состав окружных избирательных комиссий вошли авторитетные представители общественности, всего 152 человек.

В установленном законом порядке и сроках в пределах Республики Каракалпакстан, областей и города Ташкента образованы 14 избирательных округов по выборам Президента Республики Узбекистан, окружными избирательными комиссиями образовано 9383 избирательных участков, включая 44 – за рубежом.

Наблюдается активное участие общественных организаций в подготовке и проведении выборов Президента Республики Узбекистан. Анализ персонального состава окружных избирательных комиссий показывает, что 23,4 процента от общего количества членов ОИК составляют лидеры и активисты ННО. В 7 окружных избирательных комиссиях представители ННО назначены председателями, в 4 – заместителями председателя, а в 6 округах – секретарями ОИК. В составе окружных избирательных комиссий есть также и работники средств массовой информации – 8 человек. Представленность женщин в окружных избирательных комиссиях составляет 36,8 процентов, причем 12 из них представлены в руководстве избирательных комиссий. Ранее участвовали в подготовке и проведении выборов около 67 процентов членов ОИК.

В соответствии с требованиями избирательного законодательства, кандидатуры в члены участковых избирательных комиссиях рекомендованы для утверждения в соответствующую окружную избирательную комиссию по итогам обсуждений в сходах граждан и на заседаниях районных, городских Кенгашей народных депутатов. Всего в организации и проведении выборов участвуют более 98 тыс. членов участковых избирательных комиссий.

Качественный анализ состава УИК свидетельствует о том, что 47 процентов от общего их числа являются женщинами, 26,7 процентов из которых занимают должность председателя участковых избиркомов. Более того, в составе участковых избирательных комиссий представлено 11 процентов представителей других национальностей и народностей, живущих в Узбекистане: корейцы, казахи, киргизы, русские, таджики, туркмены, украинцы и многие другие.
          В то же время более 65 процентов членов от их общего количества имеют высшее образование; 27 процентов – среднее специальное образование; 48 процентов – участвовали в предыдущих выборах. В целом, члены избирательных комиссий выбраны из числа хорошо подготовленных,  грамотных и авторитетных представителей общественности, имеющих опыт работы на выборах.

Следует отметить, что около 10 процентов от общего количества членов УИК являются представителями общественных организаций. Среди них 4 778 представителей комитетов женщин, 2321—профсоюзов, 3395—общественного движения молодежи «Камолот» и другие.

Принимаются меры по повышению правовых знаний членов избирательных комиссий. В частности, в рамках методического обеспечения деятельности избирательных комиссий ЦИК проведены семинары-тренинги для членов окружных и участковых избирательных комиссий. Следует отметить, что семинар-тренинги проводились в формате видеоконференц-связи, что позволило охватить всех членов окружных избирательных комиссий, руководителей пресс-центров ОИК и большинство членов участковых избирательных комиссий.

Согласно постановлению ЦИК от 13 октября т.г. семинары-тренинги для членов УИК были организованы в три этапа, которые направлены на дальнейшее укрепление знаний избирательного законодательства и навыков его применения. Специалисты НИМФОГО активно участвуют в организации и проведении данных мероприятий.

Более того, в целях обеспечения доступности информации, связанной с выборами, ЦИК РУз подготовлено и доставлено в регионы 717 229 призывных плакатов. Среди всех избирательных участков распространено 253 131 сборников и брошюр с нормативно-правовыми актами. Для незрячих издаются различные брошюры с использованием азбуки Брайля. Впервые для них будут подготовлены избирательные бюллетени.

Вместе с тем, НИМФОГО изучается эффективность организации работы участковых избирательных комиссий, а также состояние их материально-технического оснащения. В целом в ходе мониторинга сотрудники Института посетили более 9 тыс. УИК.

Предварительные результаты мониторинга показывают, что на сегодняшний день работа участковых избирательных комиссий организована: распределены обязанности среди членов комиссий; завершена работа по формированию списка избирателей по участку; обеспечиваются условия избирателям для доступа к полной информации о политических партиях, участвующих в выборах, предвыборных программах кандидатов в Президенты Республики Узбекистан и др.

Посещение и наблюдение за работой участковых избирательных комиссий показало, что УИК информирует граждан о механизмах реализации своих избирательных прав. В частности, организован прием избирателей, которые обращаются по различным вопросам: включение в списки избирателей; порядок досрочного голосования; голосования по месту временного пребывания и на дому (по состоянию здоровья) и др. 

Мониторинг охватывал и наблюдение за оформлением помещения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования, большинство из которых можно оценить как образцовые: подготовлены здания, помещения для голосования, необходимое избирательное оборудование; организованы медицинские комнаты  для оказания  медицинской  помощи  обратившемуся  в день выборов лицу,  комнаты “Матери и ребенка” и др.

В целях создания благоприятных условий для голосования граждан с ограниченными физическими возможностями принимаются меры по оснащению каждого избирательного участка пандусом для инвалидных колясок. Кроме того, одна из кабин голосования приспособлена для инвалидов.

Вместе с тем, в ходе мониторинга выявляются некоторые пробелы в оформлении и оснащении помещений участковых избирательных комиссий. Особое внимание уделено материально-техническому обеспечению и оснащению избирательных участков, расположенных в городской части. В то же время в некоторых избирательных участках, находящихся в сельской местности, наблюдается отсутствие сборников избирательного законодательства, правовой литературы, газет, связи с Интернетом, факсимильного аппарата и т.д.  

Выявленные недостатки передаются региональными отделениями НИМФОГО соответствующие ОИК и УИК, которыми принимаются меры по их своевременному устранению.

В настоящее время со стороны ОИК и УИК ведется работа по  обеспечению доступа граждан к информации о деятельности участковых избирательных комиссий и ее состава, а также оформлению избирательных участков, оснащению их необходимыми материалами, инвентарем и техническими средствами.

В целом, следует подчеркнуть независимость, прозрачность и компетентность избирательных комиссий, которые были сформированы в установленные законом сроки. В этом процессе важную роль играют местные Кенгаши народных депутатов, в которых представлены все политические силы, а также органы самоуправления граждан, которые объединяют различные социальные слои населения. Это обеспечивает равные и справедливые условия для всех субъектов избирательного процесса.

Допуск партий к участию в избирательной кампании

После объявления избирательной кампании все действующие политические партии в соответствии со своими Уставами рассмотрели на заседаниях своих центральных органов вопросы о своем участии в выборах и о будущих кандидатах в Президенты Республики Узбекистан.

16-17 сентября т.г. состоялись заседания всех политических партий, на которых были рассмотрены вопросы их участия в предстоящих выборах и  выдвижение кандидата от партии в Президенты Республики Узбекистан. В целом, заседания политических партий прошли в соответствии с их Уставами, в конструктивном духе, при активном участии членов центральных органов партий в обсуждении рассмотренных вопросов.

В соответствии со статьей 241 Закона Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан» 19 сентября 2016 года уполномоченные представители Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» и Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана и 20 сентября 2016 года – уполномоченные представители Народно-демократической партии Узбекистана и Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат» представили в Центральную избирательную комиссию пакеты необходимых документов для участия в выборах Президента Республики Узбекистан.

23 сентября 2016 года в соответствии со статьей 24¹ Закона Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан» и статьей 5 Закона «О Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан» Центральная избирательная комиссия, рассмотрев заявления и другие документы политических партий, представленные для участия в президентских выборах 2016 года, приняла решение о допущении к участию в выборах Президента Республики Узбекистан Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш», Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократическую партию Узбекистана, Народно-демократической партии Узбекистана, Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат».

Центральная избирательная комиссия выдала уполномоченным представителям политических партий регистрационные удостоверения и бланки подписных листов установленного образца.

Мониторинг показывает, что принятие партиями решений и подача ими заявлений об участии в выборах было осуществлено в сроки, установленные Законом Республики Узбекистана «О выборах Президента Республики Узбекистан», в полном соответствии с нормами Закона Республики Узбекистан «О политических партиях» и Уставами самих партий. Постановление Центральной избирательной комиссии о допущении политических партий к выборам было принято в порядке и в сроки, установленные выборным законодательством.

Сбор партиями подписей в поддержку будущих кандидатов в Президенты Республики Узбекистан

После принятия Центральной избирательной комиссией 23 сентября 2016 года Постановления о допущении к участию в выборах Президента Республики Узбекистан Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш», Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана, Народно-демократической партии Узбекистана, Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат» и получения уполномоченными представителями партий установленных образцов подписных листов всеми партиями был начат сбор подписей избирателей в поддержку будущих кандидатов, в соответствии со ст. 242 Закона «О выборах Президента Республики Узбекистан».

С учетом объявленных ЦИК данных о количестве избирателей, каждой из партий предстояло собрать не менее 214 350 тыс. подписей избирателей, при законодательно установленном условии, что в одном из регионов (Республика Каракалпакстан, область, город Ташкент) количество собранных подписей не должно превышать 8 процентов от их общего числа. 

В каждой из региональных организаций всех действующих партий организация сбора подписей была возложена на руководителей районных и городских организаций, которые, в соответствии с нормативными документами ЦИК, должны заверять своей подписью каждый из заполненных подписных листов.

Анализ данного этапа избирательной кампании показывает, что непосредственный сбор подписей осуществляли, наряду со штатными сотрудниками аппарата партий, наиболее подготовленные активисты – руководители первичных организаций, члены выборных органов районных и городских организаций, избранные от партий депутаты местных КНД.

Совершенствование избирательного законодательства в соответствии с рекомендациями БДИПЧ ОБСЕ касательно сокращения количества подписных листов с не менее пяти процентов от общей численности избирателей до одного процента,  позволило каждой из политических партий собрать количество подписей, существенно превышающих законодательно установленный  минимум. Таким образом, все партии за 10 – 15 дней до проведения съездов, на которых им предстояло выдвинуть своих кандидатов в Президенты Республики Узбекистан, имели достаточное количество подписей для подачи в ЦИК заявления о регистрации кандидатов.

По окончанию сбора подписей всеми партиями была проведена проверка собранных подписных листов, в ходе которой часть подписных листов, не соответствующих требованиям законодательства, была забракована и, при необходимости, проводился дополнительный сбор подписей.

ЦИК были созданы две рабочие группы для проверки подписных листов, представленных политическими партиями, в которых, наряду с другими государственными и общественными организациями участвовали специалисты НИМФОГО. По итогам проверки Центральной избирательной комиссией было дано заключение о соответствии необходимого количества подписей требованиям законодательных норм.

Результаты мониторинга показывают, что сбор подписей прошел организованно, ЦИК обеспечена прозрачность процедуры их проверки,  каждой из партий было собрано достаточное количество подписей в соответствии с требованиями  выборного законодательства.

Выдвижение и регистрация кандидатов в Президенты Республики Узбекистан   

Согласно ч. 2 статьи 242 Закона Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан» установлено, что выдвижение кандидатов в Президенты Республики Узбекистан осуществляется высшими органами политических партий.

В свою очередь, Уставами всех действующих партий определено, что их высшими органами являются съезды (в СДПУ «Адолат» – курултай).

При этом Уставами трех партий – УзЛиДеП, ДПУз «Миллий тикланиш» и СДПУ «Адолат» – четко установлена ступенчатая схема созыва съездов (курултая): делегаты съезда (курултая) избираются на конференциях региональных организаций, делегаты региональных конференций – на районных и городских конференциях, делегаты которых, в свою очередь, подлежат избранию от первичных организаций.

В то же время Уставом НДП Узбекистана полномочия по определению порядка избрания делегатов предоставлены Центральному Совету партии. Соответствующим решением пленума Центрального Совета НДП Узбекистана от 17 сентября 2016 года было определено, что делегаты на съезд подлежат избранию на пленумах региональных советов партии.

Учитывая вышеизложенное, в региональных организациях УзЛиДеП, ДПУз «Миллий тикланиш» и СДПУ «Адолат» в период с 19 по 23 сентября 2016 года во всех первичных организациях указанных партий было проведено избрание делегатов на конференции районных и городских организаций партий.

С 23 сентября по 7 октября в этих же партиях были проведены конференции всех районных и городских организаций, на которых были избраны делегаты на конференции их региональных организаций.

Как показал проведенный мониторинг, все мероприятия по избранию делегатов на съезды УзЛиДеП, ДПУз «Миллий тикланиш», НДП Узбекистана и курултай СДПУ «Адолат» были проведены в соответствии с Уставами этих партий и решениями о нормах представительства и порядке избрания делегатов, принятыми их центральными органами. Полномочия всех избранных делегатов были подтверждены съездами (курултаем) соответствующих партий.

С 14 октября по 19 октября 2016 года в городе Ташкенте состоялись съезды политических партий, на которых участвовали все делегаты, избранные от региональных организаций партий.

На съездах политических партий были рассмотрены вопросы о выдвижении кандидата в президенты Республики Узбекистан, а также принято решение выдвинуть кандидатов в Президенты Республики Узбекистан. Все кандидаты в Президенты Республики Узбекистан выступили на съездах с докладами, в которых изложили основные направления своих Предвыборных программ. Предвыборные программы кандидатов были одобрены соответствующими решениями съездов политических партий.

В соответствии с законодательством уполномоченные представители политических партий Узбекистана обратились в Центральную избирательную комиссию с просьбой о регистрации выдвинутых партиями кандидатов в Президенты Республики Узбекистан. Каждая из партий представила необходимый пакет документов в ЦИК.

Центральная избирательная комиссия Республики Узбекистан, рассмотрев представленные документы, в соответствии со статьей 25 Закона Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан» 28 октября 2016 года приняла постановления о регистрации кандидатов в Президенты Республики Узбекистан. Кандидатами в Президенты Республики Узбекистан были зарегистрированы: от Демократической партии Узбекистана «Миллий тикланиш» – Отамуратов Сарвар Садуллаевич; от Движения предпринимателей и деловых людей – Либерально-демократической партии Узбекистана – Мирзиёев Шавкат Миромонович; от Народно-демократической партии Узбекистана – Кетмонов Хатамжон Абдурахмонович; от Социал-демократической партии Узбекистана «Адолат» – Умаров Нариман Маджитович.

В этот же день Центральной избирательной комиссией были приняты постановления о регистрации доверенных лиц кандидатов в Президенты Республики Узбекистан.

Таким образом, съезды (курултай) политических партий были проведены в полном соответствии с нормами Закона Республики Узбекистан «О политических партиях» и Уставов партий. Количество участвовавших в работе съездов (курултая) делегатов было достаточным для того, чтобы съезды (курултай) были правомочными.

Выдвижение кандидатов в Президенты Республики Узбекистан на съездах (курултае) партий было проведено в полном соответствии с требованиями законодательства.

Постановления Центральной избирательной комиссии о регистрации кандидатов в Президенты Республики Узбекистан и о регистрации доверенных лиц кандидатов в Президенты Республики Узбекистан были приняты в сроки, предусмотренные, соответственно, статьями 25 и 29 Закона Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан».

Проведение встреч кандидатов в Президенты Республики Узбекистан и их доверенных лиц с избирателями

С 1 ноября 2016 года начата предвыборная агитация посредством проведения встреч с избирателями кандидатов в Президенты Республики Узбекистан и их доверенных лиц.

По состоянию на 28 ноября 2016 года кандидатами в Президенты Республики Узбекистан проведено 56 встреч с избирателями. Впервые встречи с избирателями были проведены в формате видеоконференций,  участием в них было охвачено около 169,4 тыс. человек, в том числе около 155,5 тыс. человек – в режиме он-лайн. Наблюдается  активность и заинтересованность участников в обсуждении программ кандидатов.

Предвыборную агитацию в форме встреч с избирателями ведут также доверенные лица кандидатов в Президенты Республики Узбекистан. По состоянию на 28 ноября 2016 года ими проведено 667 встреч, на которых приняло участие около 108,8 тыс. избирателей.

Органы государственной власти на местах, общественные организации и органы самоуправления граждан оказывали помощь кандидатам в Президенты Республики Узбекистан в предоставлении оборудованных помещений для проведения встреч с избирателями не бесплатной основе, а также содействие в получении необходимых справочных и информационных материалов.

Мониторинг проведения встреч кандидатов в президенты с избирателями показал, что они проходят в полном соответствии с требованиями статьи 284 Закона Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан». Всем кандидатам в Президенты Республики Узбекистан предоставляются равные условия для предвыборной агитации. 

Открытость и прозрачность избирательной кампании

Средства массовой информации играют важную роль в обеспечении открытости избирательного процесса.

В Узбекском агентстве по печати и информации зарегистрировано 1472 средств массовой информации, в том числе 996 печатных изданий (679 газет, 302 журналов, 15 вестников), 95 электронных СМИ (64 телеканалов, 31 радиоканала), 4 информационных агентства, а также 377 новостных веб-сайтов. СМИ страны издаются и выходят в эфир на 17 языках наций и народностей, проживающих в Узбекистане. В Каракалпакстане издаются около 40 газет и 7 журналов. Более 80 процентов этих изданий выходят на каракалпакском языке.

НИМФОГО осуществляется мониторинг освещения избирательной кампании и предвыборной агитации в средствах массовой информации. В рамках мониторинга проводился анализ соответствия данной работы нормам Закона Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан», а также соответствующим постановлениям Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан[2]

В целях обеспечения объективного освещения хода подготовки и проведения выборов Президента Республики Узбекистан было аккредитовано 1 тыс. 222 представителей СМИ: 529 журналистов (479 – отечественные, 28 – зарубежные, 22 – интернет-сайты) – ЦИК РУз; 693 – окружными избирательными комиссиями.

В ходе мониторинга изучалось и анализировалось содержание
43 центральных газет, а также 438 региональных газет. Следует отметить, что впервые для освещения избирательной кампании привлечены газеты «Нурлы жол» и «Овози точик», выпускаемые на казахском и таджикском языках[3].

Как показал мониторинг, в печатных СМИ в период избирательной кампании было опубликовано более 6 тыс. материалов (более 80 – на казахском и таджикском языках[4]), включающих в себя информацию о выборных процессах. Особое внимание уделено в печатных СМИ публикации нормативно-правовых документов ЦИК и избирательных комиссий. В частности, от общего количества опубликованных материалов 717 составили публикации нормативно-правовых актов ЦИК (374) и ОИК (343), касающиеся подготовки  выборов Президента Республики Узбекистан.

Кроме того, около 2 тыс. 975 материалов от общего количества публикаций освещают суть и значение внесенных изменений в избирательное законодательство, мнения зарубежных экспертов и международных наблюдателей о выборном процессе, а также информируют о мероприятиях проведенных избирательными комиссиями, политическими партиями, государственными и общественными организациями.

Также проводился анализ соответствующих передач центрального и регионального телевидения. В частности, по государственному телерадиоканалу транслируются более 20 телевизионных и радио передач на языках проживающих в стране наций и народностей. Так, на каналах «Узбекистон», «Тошкент» транслируется телепередача «Выборы – зеркало демократии» на узбекском и русском языках, в которых принимают участие сотрудники НИМФОГО.

Более того, передаются в эфир телепередачи на казахском, таджикском, корейском и каракалпакском языках: «Дидар», «Рангикамон», «Наўпир», «Чинсен», где также освещаются вопросы, связанные с выборами.

Мониторинг показывает, что предвыборная агитация активно осуществляется через средства массовой информации, в том числе телевидение. Данный этап избирательного процесса был совершенствован согласно рекомендациям БДИПЧ ОБСЕ. Закон «О выборах Президента Республики Узбекистан» дополнен ст. 282, согласно которой при проведении предвыборной агитации кандидатам в Президенты Республики Узбекистан обеспечиваются равные условия доступа к государственным средствам массовой информации путем бесплатного предоставления им одинакового по объему эфирного времени и печатной площади.

Предвыборная агитация кандидатов в Президенты Республики Узбекистан осуществляется с учетом интересов избирателей – представителей различных наций и народностей республики. Материалы публикуются на узбекском, каракалпакском, русском, казахском и таджикском языках.

 Кандидатами в Президенты Республики Узбекистан, представителями политических партий предвыборная агитация осуществляется на основе равных условий. Так, выделена одинаковая печатная площадь в следующих газетах: «Халқ сўзи», «Народное слово» и «Правда Востока» по 6 полос, «Овози точик» (на таджикском языке), «Нурлы жол» (на казахском языке) по 5 полос, 30 местных газетах – по 55,5 полос.

Агитация в печатных СМИ проводилась в следующих формах: освещение итогов проведенных встреч кандидатов в президенты с избирателями в регионах; размещение в СМИ биографии и программы кандидата в Президенты Республики Узбекистан; публикация доклада кандидата в Президенты Республики Узбекистан, озвученного на заседании высшего органа партии; беседа с руководителем штаба по подготовке к выборам Президента Республики Узбекистан, образованного при партии; итоги встреч доверенных лиц кандидата с избирателями; беседа с кандидатом о выдвинутых вопросах в предвыборной программе; размещение информационного баннера о кандидате.

В опубликованных материалах основное внимание уделялось ознакомлению с содержанием предвыборной программы кандидатов и их позицией по различным направлениям реформирования и демократической модернизации страны.

Как показал мониторинг, в рамках предвыборной агитации кандидатами в Президенты Республики Узбекистан, их доверенными лицами эффективно используется эфирное время. Выступления кандидатов в средствах массовой информации были направлены на доведение до избирателей, широкой общественности их предвыборных программ, отраженных в них позиций по вопросам социально-экономического и общественно-политического развития страны. При этом, предвыборные мероприятия кандидатов освещаются с применением сурдоперевода для лиц с ограниченными физическими возможностями.

Так с учетом предложений политических партий каждому кандидату в Президенты Республики Узбекистан для доведения до избирателей основных положений своих предвыборных программ на теле- и радиоканалах Национальной телерадиокомпании Узбекистана «Узбекистон» и «Ёшлар» бесплатно предоставлено по 638 минут, на 12 местных телерадиоканалах Национальной телерадиокомпании Узбекистана – по 206 минут, на телерадиоканале «Тошкент» – по 286 минут эфирного времени.

Открытость и гласность также подразумевает активное участие наблюдателей в избирательном процессе. В день выборов ожидается более 37 тыс. наблюдателей от четырех политических партий, 6 тыс. из которых являются активистами негосударственных некоммерческих организаций.

Составление списков избирателей

Формирование и составление списка избирателей, а также ознакомление с ними граждан осуществлялось на основе ст.ст.21-23 Закона Республики Узбекистан «О выборах Президента Республики Узбекистан», а также соответствующего  Положения ЦИК[5].

В начале избирательной кампании на основе данных Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, Жокаргы Кенеса Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и г. Ташкент и других соответствующих органов Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан составлены сведения о количестве избирателей в разрезе районов, городов и областей. Изначально в них были включены фамилии 21 435 тыс. граждан, из которых 10 825 тыс. женщин. При этом более 7,5 млн. участников выборов – молодежь, из них 555 тыс. впервые примут участие в голосовании.

На основе сведений, полученных от хокимиятов районов и городов, участковыми избирательными комиссиями были начаты работы по составлению полных списков избирателей. После проведения подворового обхода участковыми избирательными комиссиями составлены полные списки избирателей, в которые включены фамилии 20 428 891 граждан.

Участковые избирательные комиссии за 15 дней до выборов, т.е. до 19 ноября предоставили гражданам возможность ознакомиться со списками избирателей, проверить правильность их составления. Каждый гражданин имеет право обжаловать обнаруженные им ошибки или неточности в списках избирателей.

Изготовленные и распространенные ЦИК наглядные материалы в форме инфографики и видеофильма в значительной степени способствовали единообразной практике участковых избирательных комиссий по составлению списка избирателей.

Избирательными комиссиями также организована работа по оповещению всех включенных в списки избирателей о времени и месте голосования. В частности, избирателям направлены пригласительные с призывом принять участие в выборах.

Вместе с тем, несмотря, на то, что ЦИК предприняты меры по уточнению процедуры составления списка избирателей, предотвращению двойной регистрации избирателей, наблюдаются отдельные факты различного подхода к их составлению, отсутствует единая и унифицированная практика на данном этапе. Так, в нарушение Положения о порядке организации деятельности участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан, определяющего порядок составления и изменения списка избирателей, не соблюдается установленный образец списка избирателей при их составлении: не полностью указываются инициалы избирателей, их адреса и др.

Информация о выявленных нарушениях представлены в ЦИК, окружные и участковые избирательные комиссии. В настоящее время, УИК ведется работа по внесению корректировок в список избирателей, устранению в них неточностей и ошибок.

По информации ЦИК, в настоящее время ведется работа по формированию Единого электронного списка избирателей Республики Узбекистан в рамках системы «Электронное правительство».

Заключение

Предварительный мониторинг хода подготовки и организации  выборов Президента Республики Узбекистан позволяет сделать следующие выводы:

  1. Законодательно гарантированы права избирателей: право голосовать по месту временного пребывания, в местах заключения под стражей, закреплен порядок досрочного голосования, определены виды и формы предвыборной агитации, сокращено количество необходимых подписей в поддержку кандидатов в Президенты, а также принимаются меры по обеспечению надлежащих условий для реализации избирательного права людьми с ограниченными возможностями;
  2. Сформирована трехступенчатая беспристрастная и независимая система избирательных комиссий, способных обеспечить справедливость выборного процесса. В состав окружных избирательных комиссий и участковых избирательных комиссий вошли авторитетные и компетентные лица, имеющие опыт работы на предыдущих выборах.
  3. Обеспечена прозрачность и открытость избирательного процесса. Все мероприятия и решения Центральной избирательной комиссии своевременно публикуются во всех видах СМИ.  Постановления ЦИК являются доступными и размещены на веб-сайте комиссии. В средствах массовой информации активно освещаются все этапы избирательной кампании, что повышает осведомленность граждан об избирательном процессе, а также их общественно-политическую активность.
  4.  ЦИК организуются и проводятся меры по повышению правовой культуры, как избирателей, так и членов избирательных комиссий по всей республике. Впервые на мероприятиях по повышению правовых знаний членов избирательных комиссий, встречах кандидатов в Президенты с избирателями используется формат видиоконференц-связи, режима онлайн, что позволяет охватывать широкий круг населения.
  5. Наблюдателям от каждой политической партии, представителям печати, телевидения и радио созданы законодательные условия для наблюдения. Более того, каждый избиратель имеет право в ходе избирательного процесса искать, получать и распространять информацию, касающуюся образования избирательных округов и участков, состава избирательных комиссий, местонахождения и времени работы комиссий, итогов регистрации кандидатов в депутаты, голосования и выборов.  Открытость избирательного процесса позволяет своевременно устранять возможные ошибки и недочеты, ограничивает возможность фальсификации и подлога, в целом укрепляет доверие граждан к избирательной системе.
  6.  Процедура принятия партиями решений и подача ими заявлений об участии в выборах, выдвижение кандидатов в Президенты Республики Узбекистан на съездах партий было осуществлено согласно требованиям, установленным в законодательстве. Также, ЦИК обеспечена прозрачность процедуры проверки подписей, представленных политическими партиями в поддержку кандидатов в президенты, каждой из партий было собрано достаточное количество подписей в соответствии с требованиями  выборного законодательства.
  7. УИК в установленные сроки проведена работа по проведению подворового обхода и уточнению списков избирателей, представлению списков избирателей для всеобщего ознакомления. При этом, несмотря на отдельные факты несоблюдения формы составления списков, в ходе проведенной работы УИК уделялось внимание принятию мер по устранению двойного внесения одного избирателя в списки избирателей, осуществлению перекрестных проверок, составлению списков в печатном виде. Этому в значительной степени способствовали изготовленные и распространенные ЦИК наглядные материалы в форме инфографики и видеофильма. Членами УИК продолжается работа по уточнению списков избирателей путем принятия обращений граждан о внесении изменений в списки, а также по разъяснению населению права избирателя на один голос и т.д.

В целом, в стране системно и последовательно реализуются меры, направленные на дальнейшее совершенствование выборного законодательства в соответствии с международными стандартами в этой области. Вся избирательная система направлена на обеспечение прав каждого участника избирательного процесса.


[1] Закон РУз «О гарантиях прав избирателей» 1994 г.;

Закон РУз «О гарантиях и свободе доступа к информации» 1997 г.;

Закон РУз «О принципах и гарантиях свободы информации» 2002 г.;

Закон РУз «О гарантиях деятельности ННО»  2007 г;

Закон  РУз «О гарантиях деятельности ННО» 2007 г.;

Закон РУз  «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления»              2014 г.;.

Закон  РУз «О социальном партнерстве» 2015 г.

[2] Постановления ЦИК РУз №727 от 9 сентября 2016 г. «Об объявлении начала избирательной кампании по выборам Президента Республики Узбекистан»,  №728 от 9 сентября 2016 г. «О Программе основных мероприятий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан».

[3] По состоянию на 28 ноября 2016 года.

[4] Газеты «Нурлы жол» и «Овози точик».

[5] Положение ЦИК РУз «О порядке организации деятельности участковых избирательных комиссий по подготовке и проведению выборов Президента Республики Узбекистан»