Веб-сайты — ключ к повышению доверия населения

Веб-сайты — ключ к повышению доверия населения

Сегодня мы являемся свидетелями существенного повышения роли и значения информации, которая всегда служила основой для принятия решений на всех уровнях и этапах развития общества и государства. В связи с этим необходимо отметить, что информирование широкой общественности, обеспечение прозрачности деятельности органов государственной власти и управления о проводимых политических, экономических и социальных реформах является важным фактором демократического обновления и модернизации страны, построения сильного гражданского общества.

Закон Республики Узбекистан «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» четко определяет процедуры информирования общественности о работе госорганов, обеспечения широкого доступа граждан, СМИ и общественных объединений к информации о принимаемых ими решениях. Во исполнение данного закона принимаются меры по установлению эффективной обратной связи с общественностью. Госструктурами организуются виртуальные приемные, ведутся личные, выездные приемы граждан, проводятся мероприятия по повышению информированности граждан о ходе проводимых в стране реформ, действуют официальные веб-сайты.

В «Год диалога с народом и интересов человека» проделана большая работа по обеспечению реальной открытости деятельности органов госвласти и управления. Однако наряду с позитивными изменениями в данной сфере, отдельные госорганы не в полной мере задействуют все имеющиеся механизмы обратной связи для диалога с людьми. Так, официальные сайты госорганов как источники достоверной информации имеют огромный потенциал для налаживания диалога с населением, своевременного выявления и решения проблем. При эффективном использовании они становятся инструментом для формирования и изучения общественного мнения, положительного имиджа госорганов, позволяют охватить большую аудиторию, обеспечить свободный доступ к правовой информации, оперативно и качественно рассматривать обращения граждан, предоставлять интерактивные госуслуги. Однако не все придают им должное значение.

Специалисты Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества провели исследование содержания сайтов Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов областей и Ташкента на соответствие требованиям Закона «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления» по итогам первого полугодия 2017 года. И пришли к выводу, что обратная связь пока действует малоэффективно. Не налажены механизмы работы с обращениями. Недостаточность информации свойственна почти всем веб-ресурсам.

Наблюдается тенденция к снижению активности деятельности информационных служб госорганов. Так, общее количество размещенных на официальных сайтах материалов в первой половине нынешнего года сократилось более чем в полтора раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. При этом 60,3 процента из почти 590 публикаций составили отчеты о проведенных заседаниях, совещаниях, встречах и «круглых столах».

Почти в два раза меньше размещено нормативно-правовых актов. Если на сайтах столичного и Ташкентского областного хокимиятов было 16 и 15 документов, соответственно, то на веб-ресурсах Совета Министров Каракалпакстана, Бухарской и Самаркандской областей — ни одного. Хотя согласно требованиям Закона «О нормативно-правовых актах» электронные версии решений госорганов в течение одного дня после официального опубликования подлежат обязательному размещению наих веб-сайтах. Более того, доведение сути и содержания нормативных документов до широкой общественности закреплено как обязательное условие их исполнения.

Граждане имеют право знать, чем занимаются органы исполнительной власти, учитываются ли интересы, предложения населения при составлении территориальных, государственных программ и как их реализация скажется на улучшении качества жизни людей. Но подобную информацию сложно найти на сайтах госструктур. В первой половине текущего года таких публикаций стало на 40 процентов меньше, чем за аналогичный период прошлого года. В то же время, несмотря на общее снижение показателей, заметно активизировались сайты хокимиятов Андижанской (7), Наманганской (2), Сурхандарьинской (4) и Хорезмской (7) областей. На веб-ресурсах большинства госорганов созданы рубрики, посвященные социально-экономическому развитию регионов. Представители хокимията Бухарской области размещали материалы по данной тематике наиболее часто.

Периодичность обновления — одно из важных требований к официальным сайтам. Согласно Закону «Об открытости деятельности органов государственной власти и управления», сведения наофициальных веб-сайтах госорганов должны обновляться не реже одного раза в неделю. Как показали результаты мониторинга, чаще всего — четыре раза в неделю — обновлялись сайты Совета Министров Каракалпакстана, хокимиятов Андижанской, Бухарской, Джизакской и Самаркандской областей. Новые публикации на веб-ресурсе хокимията Кашкадарьинской области появлялись всего два раза в месяц. Актуальность информации на сайте Наманганской областной администрации сложно оценить, поскольку там не указывается дата размещения.

В регионах проходят выездные приемы хокимов, руководителей госорганов, Службы аппарата Президента Республики Узбекистан по защите прав граждан, контролю и координации работы с обращениями физических и юридических лиц, но анонсов с указанием времени и места их проведения на сайтах хокимиятов нет, а ведь это могло бы быть полезным для многих граждан. Только на сайтах хокимиятов Джизакской, Наманганской, Самаркандской, Сурхандарьинской и Хорезмской областей представлена полная справочная информация о руководителях, дни приема. На многих интернет-страницах отсутствуют сведения о режиме работы госорганов и их структурных подразделений, не указаны номера телефонов справочной службы, не имеются сведения о порядке приема запросов на информацию о деятельности госструктур. На сайтах Совета Министров Республики Каракалпакстан, хокимиятов Наманганской и Хорезмской областей не имеется информации о порядке приема заявлений, предложений и жалоб. В регионах, кроме Ташкентской области, не обновляются сведения о планах проведения открытых коллегиальных заседаний госорганов.

В целом, мониторинг показал, что граждане пока не могут получить полные и достоверные сведения через официальные веб-ресурсы местных органов власти. Судя по всему, в этом и кроется причина их низкой посещаемости: до 190 в месяц.

За последний год появился целый ряд моделей интернет-взаимодействия граждан и государства. Это прием обращений населения через виртуальные приемные, предоставление интерактивных госуслуг на специализированном портале, общественное обсуждение законопроектов, сбор предложений, проведение опросов на веб-ресурсах.

Официальные сайты органов госвласти на местах имеют важное значение в налаживании онлайн-диалога с гражданами. Регулярное обновление контента, размещение актуальной информации по всем рубрикам, оперативное реагирование на обращения людей, своевременное решение проблем будет способствовать увеличению числа посетителей, повышению доверия населения к ним и эффективности диалога. Публикация материалов на английском языке о социально-экономическом потенциале региона, инвестиционном климате, перспективах развития туризма просто необходима для привлечения инвесторов, в том числе и иностранных.

Само время требует в полной мере задействовать данный ресурс. Недооценивать его — значит отставать от жизни.

Возврат к списку