Мнение преподавателей ВУЗов о коррупции


В июне 2016 года Сектором по изучению общественного мнения проведен мониторинг мнений преподавателей ВУЗов с целью выявления проблем, связанных с проявлением на местах бюрократизма, коррупции, формализма в сфере высшего образования. В опросе приняло участие 307 преподавателей различных ВУЗов. Возраст респондентов в большинстве случаев составил от 30 до 34 лет. Опрос охватил Республику Каракалпакстан, г.Ташкент и 12 областей страны.

Обобщение и анализ полученных социологических данных позволяет сделать следующие основные выводы.

- Согласно полученным эмпирическим данным, одним из основных инструментов коррупции в ВУЗах является практика принудительного сбора средств с преподавателей. Больше половины (53%) преподавателей указали на наличие данной проблемы, против 46%, не согласных с этим.

Сбор денежных средств осуществлялся: 


- В рамках исследования был осуществлен мониторинг использования соответствующих положений Закона Республики Узбекистан «Об обращениях физических и юридических лиц». Выявлено, что в случаях осуществления принудительного сбора денежных средств либо совершения иных противоправных действий со стороны администрации учебных заведений большинство преподаватели не обращались в государственные органы.

Большинство преподавателей выразили недоверие в способность такого механизма как обращение в государственные органы изменить сложившееся положение дел с коррупцией. В частности, каждый третий (35%) опрошенный выделил, что не имеет смысла обращаться куда-либо. Об отсутствии смысла в обращении в большей своем заявили респонденты Джизакской и Сурхандарьинской области (60%).

В данном контексте также выделим, что почти каждый четвертый (23%) даже не слышали о таком законе. Это свидетельствует о том, что знание преподавателями специальных законов, регламентирующих сферу образования, не приводит их к общему высокому уровню правовой культуры.

Основными проблемами в организации учебного процесса до сих пор остается «забюрократизированность», ориентированность на результат «ради галочки», несправедливость при выделении учебных часов, несоответствие при разделении учебных планов и программ, отсутствие единообразной и устоявшейся системы сдачи документов, при этом происходят постоянные ежегодные, ежемесячные изменения.

Также выделяется проблема привлечения, как студентов, так и преподавателей, к мероприятиям не имеющим прямого отношения к учебному процессу, в частности, уборка общежитий, посадка растений, проведение хашаров вне учебной территории, введение ответственности преподавателей за внешний вид помещений, организации дежурств в ночное время. 

Ф. Парманов
А. Сеитов
П. Пак

Возврат к списку