О влиянии на социальное самочувствие населения Узбекистана и некоторых приграничных стран реализации госпрограммы «Обод кишлок»

(на примере мониторинга в Интернет-пространстве видеохостинга «YouTube»)

Независимым институтом по мониторингу формирования гражданского общества (НИМФОГО) проведен мониторинг выложенных в одном из наиболее популярных в мире видеохостингов «YouTube» Интернета видеоматериалов и мнений посетителей касательно реализации в Узбекистане широкомасштабной госпрограммы «Обод кишлок» («Благоустроенное село»).

Справочно: «YouTube» (www.youtube.com) является вторым по посещаемости среди всех Интернет-ресурсов мира, в котором ежедневно просматривается около 6 млрд. видеоматериалов.

Цель – выявление масштабов и страновой географии общественного обсуждения, а также основных откликов и влияния реализации госпрограммы «Обод кишлок» на социальное самочувствие посетителей «YouTube». Выработка адресных предложений направленных на совершенствование подходов в обеспечении повышения осведомленности международных и национальных пользователей Интернет-ресурсов о реализуемых в Узбекистане государственных программах, укреплении положительного имиджа и благоприятного инвестиционного климата страны.

По информации НИМФОГО, всего по состоянию на 1 мая т.г. в «YouTube» выложено 43 видеоматериала касательно реализуемой во всех регионах республики указанной программы, из которых 27 (62,8%) на узбекском, 14 (32,6%) на русском и (4,6%) на кыргызском языках.

Из общего количества видеоматериалов 15 (34,88%) посвящены Джизакской (в т.ч. 9 – поселку Манас) и (11,62%) Сырдарьинской областям.
Далее(6,97%) – Республике Каракалпакстан, по 2 (4,65%) Кашкадарьинской, Навоийской, Андижанской, Бухарской областям, и по (2,32%) – Хорезмской, Самаркандской, Наманганской, Сурхандарьинской, Ферганской и Ташкентской областям. Также (9,3%) видеоматериала посвящены целостному освещению реализации программы «Обод кишлок».

Всего указанные видеоматериалы просмотрело 911 760 пользователей «YouTube», которые оставили 2 642 комментария. Наибольшее количество комментариев 1 539 (58%) выложено в основном на кыргызском и относительно в меньшем количестве казахском и таджикском языках. Далее 654 (25%) комментариев на узбекском и 449 (17%) на русском языках.

Вместе с тем только 1 видеоматериал «Мирзиёев кыргыздар жашаган Манас айылын таанылгыс кылып өзгөрттү» выложенный кыргызским «Марал радиосу» просмотрело 200 055 пользователей «YouTube», что составляет 22% от всех просмотров видеоматериалов о программе «Обод кишлок», а также 40,6% от общего количества оставленных 1 072 комментариев.

Справочно: «Мирзиёев кыргыздар жашаган Манас айылын таанылгыс кылып өзгөрттү». Выложен в «YouTube» 3 апреля 2018 г. «Марал радиосу» (КР) видеоматериал телеканала «Узбекистан-24» продолжительностью 2:15 минут. Адрес видеоматериала: https://www.youtube.com/watch?v=bTAs4rRPyjQ

Анализ размещенных пользователями «YouTube» комментариев относительно реализуемой программы «Обод кишлок» свидетельствует о полной поддержке инициатив руководства страны пользователями, как Узбекистана, так и ряда зарубежных стран.

Более того многие пользователи весьма позитивно оценивают суть и практическое значение данной программы, которая, по их мнению, способствует последовательному повышению качества жизни сельчан, существеннному улучшению их социального самочувствия и твердой уверенности в завтрашнем дне.

Пользователи также выразили особую поддержку и солидарность в существенном вкладе, вносимом реализацией программы «Обод кишлок» в селе Манас Дустликского района Джизакской области, в дело укрепления добрососедства и межнационального согласия РУз с сопредельными странами.  

Вместе с тем посетители «YouTube» выражают скепсис к руководителям органов государственной власти и управления в отношении их способности реализовать на должном уровне инициированные Президентом страны преобразования.

В целом, итоги мониторинга дают основание свидетельствовать
о следующем:

  • выложенные в «YouTube» 43 видеоматериала касательно реализуемой в Узбекистане программы «Обод кишлок», в особенности села Манас Дустликского района Джизакской области способствовали усилению чувства добрососедства и солидарности, росту признания инициатив руководства страны, уважения и безусловной поддержки, проводимых на селе реформ со стороны населения Узбекистана и граждан, приграничных с ним государств;
  • большая часть просмотров и оставленных комментариев демонстрирует активную вовлеченность пользователей «YouTube» из числа граждан приграничных с Узбекистаном государств (Кыргызстан, Казахстан, Таджикистан), а также отдельных пользователей Турции, США и России;
  • полное отсутствие в «YouTube» видеоматериалов и комментариев на основных языках ООН (англиский, французкий, испанский, немецкий, арабский, китайский) и сопредельных государств существенно сдерживает доведение до широкой мировой общественности наглядных примеров благоустройства села, обеспечения трудоустройства и повышение на этой основе уровня жизни населения, предусмотренного инициированной руководством Узбекистана программы «Обод кишлок»;
  • видеохостинг «YouTube» в условиях неуклонного роста в мире пользователей интернет-ресурсами все более становится популярным каналом получения информации о реализуемых в Узбекистане широкомасштабных реформах, позволяющего обмениватся мнениями, и влиять на улучшение социального самочувствия ее посетителей.

С учетом изложенного, представляется целесообразным рассмотрение вопроса разработки с участием компетентных ведомств и профильных структур Узбекистана и принятие ими «дорожной карты», направленной на системное продвижение в «YouTube» видеоматериалов на основных языках ООН и сопредельных государств, раскрывающих суть реализуемых в Узбекистане государственных программ реформирования во всех сферах жизнидеятельсти страны.

В свою очередь, размещение в «YouTube» видеоматериалов
на указанных языках мира может иметь следующие перспективы:

  • «правильная» формулировка названия видеоматериала, посвященного какой-либо программе реформирования в Узбекистане на иностранных языках, будет способствовать их вхождению в Топ (самые первые и выгодные позиции в интернет-ресурсах) ключевых слов разыскиваемых в наиболее популярных в мире поисковиках таких как «Yandex», «Goоgle», «Mail.ru», ознакомлению и многократному увеличению просмотров и комментариев, способствующих популяризации и доведению до международной и национальной общественности сути и практического значения реализации государственных программ с помощью интернет-ресурсов.

Справочно: к примеру, когда в каких-либо поисковиках посетители сети Интернет ищут интересующую их информацию, то в строке поиска вводятся слова для нахождения того, что нужно. Это и есть ключевые слова. Пользователи отдают предпочтение первым страницам поисковой выдачи, среди которых фигурируют видеоматериалы из «YouTube».

  • многократное увеличение просмотров виеоматериалов про Узбекистан и оставленные пользователями комментарии будут способствовать формированию у них ясного и адекватного представления о реформах, проводимых в РУз, что, в свою очередь, окажет позитивное влияние на укрепление имиджа и повышение инвестиционной привлекательности страны.

Возврат к списку