Создание Консультативного Совета при Президенте Республики Узбекистан

Одним из ключевых направлений Стратегии действий по пяти приоритетным направлениям развития Республики Узбекистан в 2017-2021 годах является совершенствование общественного управления. В рамках данного направления предусматривается решение таких задач, как внедрение эффективных механизмов диалога с народом, развитие современных форм осуществления общественного контроля, повышение эффективности социального партнерства, развитие институтов гражданского общества, повышение их общественной и политической активности.

Для решения указанных задач Стратегии действий к настоящему времени сложились необходимые предпосылки.

Исходя из закрепленных в Конституции Республики Узбекистан демократических прав и свобод, порядок формирования и деятельности негосударственных некоммерческих организаций (далее – ННО), их права и полномочия, соответствующие правовые гарантии определены Законами Республики Узбекистан «О негосударственных некоммерческих организациях», «О гарантиях деятельности негосударственных некоммерческих организаций», «О социальном партнерстве» и другими нормативно-правовыми актами.

Важное значение имели принятые в 2017 – 2018 годах дополнительные меры по укреплению нормативно-правовых основ развития гражданского общества и его институтов. В числе важнейших из них – принятие Закона «Об общественном контроле», разработанного при участии широкой общественности, законодательное закрепление обязательности общественного обсуждения законопроектов с участием институтов гражданского общества, расширение законодательно установленных форм предоставления институтам гражданского общества государственного социального заказа.

Принят ряд указов и постановлений Президента страны о совершенствовании деятельности и поддержке таких негосударственных некоммерческих организаций, как фонд «Нуроний», Союз молодежи, Торгово-промышленная палата, Совет фермеров, Республиканский совет по координации деятельности органов самоуправления граждан, Комитет женщин Узбекистана, а также по дальнейшему совершенствованию института махалли.

Осуществляемые на законодательном уровне меры оказывают стимулирующее воздействие на укрепление организационного потенциала институтов гражданского общества. В настоящее время в стране действуют около 10 тысяч органов самоуправления граждан, более 9200 различных ННО, а также филиалы и представительства 29 международных и зарубежных неправительственных организаций.

Вместе с тем, как отмечалось в Послании Президента Республики Узбекистан Ш.Мирзиёева Олий Мажлису, участие большинства институтов гражданского общества в системном изучении проблем населения и их решении в должной степени не ощущается.

В этой связи, в целях организации эффективного сотрудничества с негосударственными некоммерческими организациями было обращено внимание на целесообразность создания при Президенте Республики Узбекистан Консультативного совета по развитию гражданского общества.

На практическое решение этой задачи направлен принятый 4 мая 2018 года Указ Президента Республики Узбекистан «О мерах по коренному повышению роли институтов гражданского общества в процессе демократического обновления страны».

Наряду с образованием Консультативного совета, данным Указом определен и комплекс мер по совершенствованию организационно-правовых основ деятельности негосударственных некоммерческих организаций и других институтов гражданского общества.

В числе важнейших из них:

  • порядок согласования с регистрирующим органом мероприятий негосударственных некоммерческих организаций заменяется порядком уведомления о планируемых мероприятиях;
  • денежные средства и имущество, поступившие от иностранных государств, международных и иностранных организаций, граждан иностранных государств либо по их поручению от других лиц на счета негосударственных некоммерческих организаций для реализации задач, предусмотренных их уставами (положениями), используются без каких-либо препятствий после согласования их получения с регистрирующим органом в установленном порядке;
  • ставка единого социального платежа для негосударственных некоммерческих организаций, формирующих фонд оплаты труда за счет поступивших средств, не связанных с предпринимательской деятельностью, устанавливается в размере не более 15 процентов;
  • ежегодная совокупная сумма административных расходов, а также выплат членам попечительского совета и ревизионной комиссии общественного фонда вознаграждения и компенсации расходов, связанных с исполнением ими своих функций, не должна превышать 30 процентов от суммы всех расходов фонда.

Следует отметить, что принятие Указа свидетельствует о новом векторе дальнейшего развития институтов гражданского общества в Узбекистане, постоянного поиска государством эффективного правового механизма взаимодействия с негосударственными некоммерческими организациями с целью достижения общественных благ, и в конечном итоге, к укреплению принципов гражданского правового государства и улучшению качества жизни своих граждан.

В созданный данным Указом Президента Консультативный совет вошли авторитетные представители многих из действующих в стране институтов гражданского общества, что создает необходимые условия и предпосылки для осуществления данным советом таких задач, как:

  • налаживание системного и эффективного диалога государства и институтов гражданского общества на высшем уровне в качестве современной, демократической и транспарентной площадки по консолидации их усилий, направленных на дальнейшее опережающее и всестороннее развитие страны;
  • выработка предложений по определению стратегических направлений и формированию национальной модели развития гражданского общества на среднесрочную и долгосрочную перспективу;
  • обсуждение актуальных вопросов, волнующих гражданское общество и широкую общественность, а также систематическое информирование Президента Республики Узбекистан о состоянии и тенденциях развития данного сектора;
  • подготовка предложений по внедрению современных механизмов эффективного взаимодействия государственных органов с институтами гражданского общества, мер поддержки и поощрения их деятельности;
  • инициирование с участием научных и экспертных кругов организации фундаментальных и прикладных исследований в области развития гражданского общества, организацию систематического изучения, обобщения и анализа общественного мнения о государственной политике в области развития гражданского общества и ее практических результатах;
  • внесение предложений Президенту Республики Узбекистан по вопросам совершенствования организационно-правовых и экономических основ деятельности институтов гражданского общества, осуществления социального партнерства и общественного контроля, создания благоприятных условий для расширения их участия в общественном управлении;
  • разработка индикаторов оценки развития гражданского общества, уровня взаимодействия его институтов с государственными органами, а также их вклада в социально-экономическое развитие страны, организацию подготовки на их основе периодических и специальных, в том числе альтернативных докладов;

В связи с принятием данного Указа важные и ответственные задачи стоят перед НИМФОГО, на который возложены функции по организационному обеспечению деятельности Консультативного совета. Это возлагает на Институт особую ответственность и требует принципиально новых подходов к организации мониторинговых исследований, улучшению их методики качества разрабатываемых по итогам мониторинга документов.

Институт приступает к решению данных задач, накопив за 2017 год определенный опыт работы, в соответствии с принятым Постановлением Президента страны от 27 марта 2017 года «О дополнительных мерах по совершенствованию деятельности Независимого института по мониторингу формирования гражданского общества». В том числе в решении таких задач, как

Это создает необходимые основы для эффективного участия Института в осуществлении приоритетных задач совершенствования общественного управления, повышения общественной и политической активности институтов гражданского общества и самих граждан.

Возврат к списку