От сильного государства к сильному гражданскому обществу

Фотогалерея

Национальные партнёры

Международные партнёры

Закон Республики Узбекистан “О выборах в областные, районные и городские кенгаши народных депутатов” 20.01.2014 г. N ЗРУ-365 (принят 05.05.1994 г. N 1050-ХII)

В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с: Законом РУз от 26.12.1997 г. N 549-I; Законом РУз от 25.12.1998 г. N 729-I; Законом РУз от 19.08.1999 г. N 809-I; Законом РУз от 26.05.2000 г. N 82-II; Законом РУз от 29.08.2003 г. N 520-II; Законом РУз от 27.08.2004 г. N 671-II; Законом РУз от 03.12.2004 г. N 714-II; Законом РУз от 25.12.2008 г. N ЗРУ-194; Законом РУз от 19.12.2012 г. N ЗРУ-340.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Основные принципы выборов

Выборы в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов проводятся по территориальным одномандатным избирательным округам на многопартийной основе сроком на пять лет.

Депутаты областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов избираются на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Статья 2. Всеобщее избирательное право

Выборы депутатов в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов являются всеобщими. Право избирать имеют граждане Республики Узбекистан, достигшие ко дню выборов восемнадцати лет. Правом быть избранными обладают граждане Узбекистана, достигшие ко дню выборов двадцати одного года и постоянно проживающие на территории Республики Узбекистан не менее пяти лет.

Не могут быть избранными и не участвуют в выборах граждане, признанные судом недееспособными, а также лица, содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Статья 3. Равное избирательное право

Каждый гражданин-избиратель имеет один голос.

См. предыдущую редакцию.

Граждане Республики Узбекистан, независимо от пола, расовой и национальной принадлежности, языка, отношения к религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения, образования, рода и характера занятий, обладают равным избирательным правом.

Статья 4. Прямое избирательное право

Депутаты областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов избираются гражданами непосредственно.

Статья 5. Тайное голосование

Голосование на выборах депутатов в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов является свободным и тайным. Контроль за волеизъявлением голосующих не допускается.

Статья 6. Гласность при подготовке и проведении выборов

Подготовку и проведение выборов в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов осуществляют избирательные комиссии открыто и гласно.

Избирательные комиссии информируют граждан о своей работе, обязательно образование избирательных округов, участков, о составе избирательных комиссий, их местонахождении и времени работы, знакомят со списками избирателей, перечнем участвующих в выборах политических партий, сообщают сведения о кандидатах в депутаты, об итогах голосования и выборов.

Средства массовой информации Республики Узбекистан освещают ход подготовки и проведения выборов.

На всех мероприятиях по подготовке и проведению выборов, а также в помещениях для голосования в день выборов и при подсчете голосов имеют право участвовать по одному наблюдателю от политических партий, органов самоуправления граждан, выдвинувших кандидатов в депутаты, представители средств массовой информации, наблюдатели от других государств, международных организаций и движений. Их полномочия должны быть подтверждены соответствующими документами.

Заинтересованные организации заявляют о своих наблюдателях в окружные избирательные комиссии не менее, чем за пятнадцать дней до выборов.

Окружная избирательная комиссия в течение пяти дней после получения заявления от заинтересованной организации выдает для наблюдателя мандат, образец которого устанавливается соответствующей областной, районной, городской избирательной комиссией.

присутствовать на собраниях по выдвижению кандидатов в депутаты, заседаниях окружных и участковых избирательных комиссий;

присутствовать на избирательном участке и наблюдать за ходом подготовительной работы, за размещением и опечатыванием избирательных ящиков для голосования, за выдачей гражданам избирательных бюллетеней;

присутствовать при подсчете голосов и составлении протокола участковой избирательной комиссии;

запрашивать и получать заверенные соответствующей избирательной комиссией копии документов о результатах выборов;

сообщать о своих наблюдениях в вышестоящую избирательную комиссию, если есть основания считать, что на избирательном участке были допущены нарушения настоящего Закона.

Наблюдателям запрещается:

находиться в кабине или в комнате для тайного голосования, когда избиратель делает свои отметки в избирательном бюллетене;

оказывать влияние на избирателей, распространять какие-либо агитационные материалы или литературу;

спрашивать у избирателей за кого они проголосовали или оказывать какую-либо помощь избирателям при внесении отметок в избирательный бюллетень;

вмешиваться в деятельность участковой избирательной комиссии, в том числе при опечатывании избирательных ящиков, их вскрытии, подсчете голосов.

II. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ ОКРУГА И ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ УЧАСТКИ

Статья 7. Образование избирательных округов

Для выборов депутатов образуются территориальные избирательные округа:

в областные и Ташкентский городской Кенгаши народных депутатов — не более шестидесяти избирательных округов;

в районные и городские Кенгаши народных депутатов — не более тридцати избирательных округов.

От каждого избирательного округа избирается один депутат соответствующего Кенгаша народных депутатов.

В пределах норм, установленных настоящим Законом, число избирательных округов для выборов в областной, районный и городской Кенгаш народных депутатов устанавливается соответствующим Кенгашем народных депутатов, исходя из численности населения, избирателей, территории и других местных условий.

Избирательные округа образуются соответствующей областной, районной, городской избирательной комиссией, как правило, с равной численностью избирателей. Границы избирательных округов определяются с учетом административно-территориального устройства области, районов и городов.

Списки избирательных округов с указанием их границ и численности избирателей публикуются соответствующей областной, районной, городской избирательной комиссией не менее чем за семьдесят пять дней до выборов.

В соответствии со статьей 99 Конституции Республики Узбекистан в городах районного подчинения, а также в районах, входящих в состав городов, Кенгаши народных депутатов и избирательные округа по выборам в соответствующие Кенгаши не образуются, депутаты не избираются.

Статья 8. Порядок и норма образования избирательных участков

Избирательные участки образуются с учетом границ районов, городов, районов в городах с целью создания максимальных удобств для избирателей. Избирательные участки образуются также в воинских частях.

Избирательные участки могут быть образованы в санаториях, домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, в местах содержания под стражей. Эти избирательные участки входят в избирательные округа по месту их нахождения.

Избирательные участки образуются районными, городскими избирательными комиссиями по представлению хокимиятов районов, городов, в воинских частях — по представлению командиров частей или войсковых соединений.

Избирательные участки образуются не менее чем за шестьдесят дней до выборов. В воинских частях, в отдаленных и труднодоступных районах избирательные участки образуются в тот же срок, а в исключительных случаях — не позднее чем за пять дней до выборов.

Избирательные участки образуются, как правило, с числом не менее двадцати избирателей и не более трех тысяч.

Помещение для организации голосования каждому избирательному участку выделяет хокимият района, города.

Районная, городская избирательная комиссия устанавливает нумерацию избирательных участков и организует оповещение избирателей о границах каждого избирательного участка с указанием места нахождения участковой избирательной комиссии и помещения для голосования.

III. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЕ КОМИССИИ

Статья 9. Система избирательных комиссий

Для организации и проведения выборов образуются:

областная избирательная комиссия по выборам в областной Кенгаш народных депутатов;

районная избирательная комиссия по выборам в районный Кенгаш народных депутатов;

городская избирательная комиссия по выборам в городской Кенгаш народных депутатов;

окружные избирательные комиссии;

участковые избирательные комиссии.

Статья 10. Образование областной, районной, городской избирательной комиссии

Областная, районная, городская избирательная комиссия образуется соответствующим Кенгашем народных депутатов не менее чем за восемьдесят дней до выборов в составе председателя и шести — четырнадцати других членов комиссии и осуществляет свои полномочия до объявления начала следующей избирательной кампании по выборам в соответствующие Кенгаши народных депутатов.

Заместитель председателя и секретарь комиссии избираются из числа ее членов на первом заседании комиссии. Областная, районная, городская избирательная комиссия публикует в официальных местных печатных органах сведения о своем составе, адрес и номера телефонов комиссии.

Статья 11. Полномочия областной, районной, городской избирательной комиссии

Областная, районная, городская избирательная комиссия:

1) осуществляет на соответствующей территории контроль за исполнением настоящего Закона, обеспечивает его единообразное применение и дает разъяснения по вопросам организации выборов;

2) образует избирательные округа соответственно по выборам в областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов, присваивает им наименования и номера;

3) образует окружные избирательные комиссии по выборам в соответствующий Кенгаш народных депутатов и публикует сведения о месте их нахождения;

4) направляет работу соответствующих избирательных комиссий, определяет порядок внесения изменений в их состав, может самостоятельно или по представлению прокурора области, района, города отменять решения окружных и участковых избирательных комиссий в случаях, если эти решения противоречат настоящему Закону;

5) принимает соответствующие документы от политических партий, органов самоуправления граждан, выдвигающих кандидатов в депутаты;

6) регистрирует кандидатов в депутаты соответствующего Кенгаша народных депутатов и публикует сведения о них;

7) обеспечивает кандидатам в депутаты равные условия для участия в избирательной кампании;

8) распределяет денежные средства по соответствующим избирательным комиссиям, контролирует обеспечение избирательных комиссий помещениями, транспортом и средствами связи, рассматривает другие вопросы материально-технического обеспечения выборов;

9) утверждает форму и обеспечивает изготовление избирательных бюллетеней по выборам в соответствующий Кенгаш народных депутатов, списков избирателей, протоколов избирательных комиссий, избирательных листов, своей печати, других избирательных документов;

10) заслушивает сообщения представителей политических партий, местных государственных органов, органов самоуправления граждан и общественных объединений и руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

11) подводит итоги выборов в соответствующий Кенгаш народных депутатов, регистрирует избранных депутатов, публикует в печати сообщения об итогах выборов и списки избранных депутатов;

12) выдает депутатам удостоверение и нагрудный знак депутата соответствующего Кенгаша народных депутатов;

13) решает вопросы, связанные с проведением повторных выборов;

14) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия соответствующих избирательных комиссий и принимает по ним решения;

15) передает органам прокуратуры материалы о нарушениях настоящего Закона, которые влекут за собой уголовную ответственность;

16) обеспечивает передачу документации, связанной с проведением и организацией выборов, в архивы;

17) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Узбекистан.

Статья 12. Образование окружной избирательной комиссии

Окружная избирательная комиссия образуется соответствующей областной, районной, городской избирательной комиссией не менее чем за семьдесят дней до выборов в составе председателя, заместителя председателя, секретаря и шести — восьми других членов комиссии.

Статья 13. Полномочия окружной избирательной комиссии

Окружная избирательная комиссия:

1) осуществляет контроль за исполнением настоящего Закона на территории избирательного округа;

2) информирует избирателей о месте нахождения избирательных участков;

3) обеспечивает равные условия кандидатам в депутаты для участия в избирательной кампании;

4) выдает удостоверения кандидатам в депутаты, зарегистрированным соответствующей областной, районной, городской избирательной комиссией;

5) содействует организации встреч кандидатов в депутаты с избирателями;

6) регистрирует доверенных лиц кандидатов в депутаты и выдает им соответствующие удостоверения;

7) заслушивает сообщения представителей политических партий, органов самоуправления граждан, общественных объединений, руководителей предприятий, учреждений и организаций по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов;

8) наблюдает за составлением списков избирателей и представлением их для всеобщего ознакомления;

9) утверждает текст избирательного бюллетеня по избирательному округу и обеспечивает избирательными бюллетенями участковые избирательные комиссии;

10) устанавливает и передает в соответствующую областную, районную, городскую избирательную комиссию результаты выборов по избирательному округу;

11) организует проведение повторного голосования и повторных выборов, а также выборов депутата вместо выбывшего;

12) рассматривает заявления и жалобы на решения и действия участковых избирательных комиссий и принимает по ним решения;

13) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Узбекистан.

Статья 14. Образование участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия образуется районной, городской избирательной комиссией не менее чем за сорок дней до выборов в составе пяти — девятнадцати членов, в том числе председателя, заместителя председателя и секретаря. Если комиссия образуется в составе до семи человек, то избираются председатель и секретарь.

В необходимых случаях численный состав участковой избирательной комиссии может быть увеличен или уменьшен.

Статья 15. Полномочия участковой избирательной комиссии

Участковая избирательная комиссия:

1) составляет списки избирателей по участку;

2) проводит ознакомление избирателей со списком избирателей, принимает и рассматривает заявления об ошибках и неточностях в списке и решает вопрос о внесении в него соответствующих изменений;

3) принимает закрытые конверты с избирательными листами от избирателей, не имеющих возможности в день выборов находиться по месту своего жительства и участвовать в голосовании;

4) оповещает население о дне выборов и месте голосования;

5) обеспечивает подготовку помещения для голосования, избирательных ящиков и другого избирательного оборудования;

6) организует голосование на избирательном участке в день выборов;

7) производит подсчет голосов, поданных на избирательном участке;

8) рассматривает заявления и жалобы по вопросам подготовки выборов, организации голосования и принимает по ним решения;

9) осуществляет иные полномочия в соответствии с настоящим Законом и другими законодательными актами Республики Узбекистан.

Статья 16. Членство в избирательных комиссиях

Члены областной и окружной избирательных комиссий по выборам в областной Кенгаш народных депутатов утверждаются по рекомендации районных и городских Кенгашей народных депутатов.

Члены районных, городских и окружных избирательных комиссий по выборам в районный, городской Кенгаш народных депутатов, а также члены участковых избирательных комиссий утверждаются по рекомендации органов самоуправления граждан.

Член комиссии может быть освобожден от исполнения своих обязанностей по личному заявлению, а также в случае лишения полномочий.

Право лишения члена комиссии полномочий принадлежит органу, образовавшему комиссию, при нарушении им требований настоящего Закона или систематическом игнорировании своих обязанностей.

В случае необходимости новый член избирательной комиссии назначается в порядке, установленном настоящим Законом.

Председатель, заместитель председателя, секретарь и другие члены избирательных комиссий не могут быть членами политических партий. Кандидаты в депутаты областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов не могут быть членами избирательных комиссий.

Одно и то же лицо может быть членом только одной избирательной комиссии.

Статья 17. Организация работы и срок полномочий избирательных комиссий

Заседание избирательной комиссии является правомочным, если в нем принимает участие не менее двух третей состава комиссии на день заседания. Решение комиссии принимается открытым голосованием большинством голосов от общего состава комиссии. Члены комиссии, не согласные с ее решением, вправе высказать особое мнение, которое в письменной форме прилагается к протоколу. В случае разделения голосов голос председательствующего является решающим.

Решение избирательной комиссии, принятое в пределах ее полномочий, обязательно для исполнения нижестоящими избирательными комиссиями, а также соответствующими местными государственными органами, политическими партиями и другими общественными объединениями, трудовыми коллективами и воинскими частями, руководителями предприятий, учреждений и организаций.

Председатель, заместитель председателя, секретарь либо другой член избирательной комиссии по ее решению может освобождаться в период подготовки и проведения выборов от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.

Государственные органы и органы общественных объединений, предприятия, учреждения, организации, должностные лица обязаны содействовать избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий, предоставлять необходимые для их работы сведения.

Государственные органы, предприятия, учреждения, организации обязаны бесплатно предоставлять в распоряжение избирательных комиссий необходимые для подготовки и проведения выборов помещения и оборудование.

Избирательная комиссия имеет право обращаться по вопросам, связанным с подготовкой и проведением выборов, в соответствующие местные государственные органы и органы общественных объединений, к руководителям предприятий, учреждений, организаций, должностным лицам, которые обязаны рассмотреть поставленный вопрос и дать избирательной комиссии ответ не позднее чем в трехдневный срок.

Окружные и участковые избирательные комиссии прекращают свою деятельность после регистрации областной, районной, городской избирательной комиссией депутатов, избранных по соответствующим избирательным округам.

Статья 171. Уполномоченный представитель политической партии

Политическая партия, выдвинувшая кандидатов в депутаты, из числа своих членов вправе назначить уполномоченного представителя для участия в подсчете голосов на избирательном участке в порядке, определяемом Центральной избирательной комиссией.

Статья 18. Рассмотрение жалоб на решения избирательных комиссий

Решения избирательных комиссий могут быть обжалованы органами политических партий, органами самоуправления граждан, выдвинувшими кандидатов в депутаты, кандидатами в депутаты, наблюдателями и избирателями в вышестоящую избирательную комиссию или в суд в течение десяти дней после принятия решения. Жалоба должна быть рассмотрена в течение трех дней после ее поступления, а если до дня выборов осталось менее шести дней — незамедлительно. Лица, подавшие жалобу, имеют право непосредственно участвовать при рассмотрении жалобы.

IV. ОБЪЯВЛЕНИЕ НАЧАЛА ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ. ВЫДВИЖЕНИЕ И РЕГИСТРАЦИЯ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ ОБЛАСТНЫХ, РАЙОННЫХ,

ГОРОДСКИХ КЕНГАШЕЙ НАРОДНЫХ ДЕПУТАТОВ

Статья 19. Объявление начала избирательной кампании

Начало избирательной кампании по выборам депутатов в областные, районные, городские Кенгаши народных депутатов объявляется Центральной избирательной комиссией Республики Узбекистан в средствах массовой информации не позднее чем за три месяца до истечения срока полномочий депутатов.

Статья 20. Право на выдвижение кандидатов в депутаты

Право на выдвижение кандидатов в депутаты областных Кенгашей народных депутатов имеют политические партии.

Право на выдвижение кандидатов в депутаты районных, городских Кенгашей народных депутатов имеют политические партии, органы самоуправления граждан.

Политическая партия может выдвигать кандидатов в депутаты при условии, что она зарегистрирована в установленном законом порядке не позднее чем за четыре месяца до дня объявления о начале избирательной кампании.

Статья 21. Документы, представляемые политическими партиями для участия в выборах

Для выдвижения кандидатов в депутаты политическая партия должна не менее чем за семьдесят дней до выборов представить в соответствующую областную, районную, городскую избирательную комиссию следующие документы:

заявление об участии в выборах, подписанное руководителем соответствующего областного, районного, городского органа политической партии;

справку о том, что политическая партия зарегистрирована не позднее чем за четыре месяца до дня объявления о начале избирательной кампании.

По представлению документов, указанных в части первой настоящей статьи соответствующая областная, районная, городская избирательная комиссия выдает представителю политической партии датированную справку. На основании представленных документов избирательная комиссия в пятидневный срок принимает окончательное решение о допущении партии к участию в выборах. Список партий, участвующих в выборах, в порядке очередности поступления заявлений публикуется в соответствующей областной, районной, городской печати.

Статья 22. Выдвижение кандидатов в депутаты политическими партиями и органами самоуправления граждан

Выдвижение кандидатов в депутаты областных, районных и городских Кенгашей народных депутатов начинается за шестьдесят пять дней до выборов и заканчивается за сорок пять дней до выборов.

Выдвижение кандидатов в депутаты областных Кенгашей народных депутатов осуществляется областными органами политических партий.

Выдвижение кандидатов в депутаты районных и городских Кенгашей народных депутатов осуществляется соответствующими районными, городскими органами политических партий и на сходах (собраниях представителей) граждан.

Политические партии, органы самоуправления граждан правомочны выдвинуть по одному кандидату в депутаты в каждом избирательном округе, расположенном на соответствующей территории. Если на территории избирательного округа по выборам в соответствующий районный, городской Кенгаш народных депутатов расположены два и более органа самоуправления граждан, то выдвижение кандидата в депутаты проводится на собрании их представителей. Норму представительства на собрании устанавливает соответствующая районная, городская избирательная комиссия.

Кандидатами в депутаты, как правило, выдвигаются граждане, работающие или проживающие на территории соответствующей области, района или города. Одно и то же лицо может быть представлено кандидатом в депутаты только по одному избирательному округу по выборам в соответствующий областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов. Порядок подбора кандидатов в депутаты определяется самими политическими партиями и органами самоуправления граждан.

Число женщин должно составлять не менее тридцати процентов от общего числа кандидатов в депутаты, выдвинутых от политической партии.

Политические партии выдвигают кандидатом в депутаты только членов своей партии или беспартийных, а органы самоуправления граждан вправе выдвинуть кандидатами в депутаты лиц независимо от принадлежности к той или иной партии. Кандидатами в депутаты выдвигаются лица из числа граждан, активно участвующих в общественно-политической жизни страны, развитии экономики соответствующей области, района, города, содействующих повышению эффективности малого бизнеса и частного предпринимательства, фермерского движения. О выдвижении кандидатов в депутаты составляется протокол.

Статья 222. Документы, представляемые в областную, районную, городскую избирательную комиссию для регистрации кандидатов в депутаты

Руководитель соответствующего органа политической партии, органа самоуправления граждан обращается с заявлением в соответствующую областную, районную, городскую избирательную комиссию с просьбой о регистрации кандидатов в депутаты. К заявлению прилагаются:

решение соответствующего органа политической партии, схода (собрания представителей) граждан о выдвижении кандидатов в депутаты;

протокол заседания соответствующего органа политической партии, схода (собрания представителей) граждан о выдвижении кандидатов в депутаты, в котором указывается фамилия, имя, отчество кандидата в депутаты, дата рождения, профессия, должность (род занятий), место работы и жительства, партийность, а также наименование и номер избирательного округа;

заявление кандидата в депутаты о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу;

заявление об освобождении от занимаемой должности для лиц, указанных в части второй статьи 23 настоящего Закона, в случае избрания их депутатами»;

Лицу, представившему документы, соответствующая областная, районная, городская избирательная комиссия выдает справку, в которой указывается дата и время принятия документов.

Соответствующая областная, районная, городская избирательная комиссия в семидневный срок проверяет и дает заключение о соответствии представленных документов требованиям настоящего Закона.

О выявленных несоответствиях и отклонениях от требований настоящего Закона в представленных к регистрации документах областная, районная, городская избирательная комиссия в установленном порядке сообщает руководителям соответствующих политических партий, органов самоуправления граждан.

Статья 23. Требования, предъявляемые к кандидатам в депутаты

Не подлежат регистрации кандидатами в депутаты:

граждане, имеющие непогашенную или неснятую судимость за совершенные тяжкие либо особо тяжкие преступления.

граждане, которые последние пять лет до дня выборов постоянно не проживали на территории Республики Узбекистан;

военнослужащие Вооруженных Сил Республики Узбекистан, сотрудники Службы национальной безопасности, Министерства внутренних дел, Государственного таможенного комитета Республики Узбекистан, других военизированных подразделений;

профессиональные служители религиозных организаций и объединений.

Судьи, должностные лица органов прокуратуры и исполнительных органов власти (за исключением хокимов областей, районов и городов) регистрируются кандидатами в депутаты в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов при условии подачи ими заявления об освобождении от занимаемой должности в случае избрания депутатами.

Статья 24. Регистрация кандидатов в депутаты

Прием документов от политических партий, органов самоуправления граждан для регистрации кандидатов в депутаты соответствующая областная, районная, городская избирательная комиссия прекращает за семь дней до окончания срока регистрации.

Лицу, выдвинутому кандидатом в депутаты в соответствии с настоящим Законом, выдается регистрационное удостоверение.

Регистрация кандидатов в депутаты заканчивается за тридцать пять дней до выборов.

Соответствующая областная, районная, городская избирательная комиссия в пятидневный срок после регистрации кандидатов в депутаты публикует в местной печати сообщение о регистрации с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, партийности, занимаемой должности (рода занятий), места работы и жительства, а также политической партии или органа самоуправления граждан, выдвинувшего кандидата в депутаты.

V. ПРЕДВЫБОРНАЯ АГИТАЦИЯ. ГАРАНТИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАНДИДАТОВ В ДЕПУТАТЫ

Статья 25. Предвыборная агитация

Предвыборная агитация — деятельность, осуществляемая в период избирательной кампании и направленная на побуждение избирателей к голосованию за кандидата в депутаты или политическую партию.

Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов в депутаты соответствующей областной, районной, городской избирательной комиссией. Предвыборная агитация в день выборов и за день до начала голосования не допускается.

Запрещается проведение предвыборной агитации, сопровождаемой предоставлением избирателям бесплатно или на льготных условиях товаров, услуг (кроме информационных), а также выплатой денежных средств.

Статья 251. Виды, формы и методы проведения предвыборной агитации

Предвыборная агитация проводится в виде:

распространения информации о программе и (или) предвыборной платформе политической партии с призывом голосовать за ее кандидатов в депутаты;

распространения информации о кандидате в депутаты с призывом голосовать за него.

Предвыборная агитация может проводиться в форме: публичных дебатов, дискуссий, пресс-конференций, интервью, выступлений, собраний избирателей, размещения роликов о кандидате в депутаты, политической партии.

Предвыборная агитация осуществляется:

через средства массовой информации, а также телевидение, информационно-телекоммуникационные сети общего пользования (включая всемирную информационную сеть Интернет);

посредством выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов (плакаты, листовки и другие материалы);

посредством проведения встреч с избирателями.

Кандидаты в депутаты, политические партии могут использовать и другие виды, формы и методы проведения предвыборной агитации, не запрещенные законодательством.

Статья 252. Проведение предвыборной агитации через средства массовой информации

При проведении предвыборной агитации кандидатам в депутаты, политическим партиям обеспечиваются равные условия доступа к государственным средствам массовой информации путем бесплатного предоставления им одинакового по объему эфирного времени и печатной площади.

В государственных средствах массовой информации кандидатам в депутаты, политическим партиям может выделяться эфирное время или печатная площадь также на платной основе.

В негосударственных средствах массовой информации кандидатам в депутаты, политическим партиям может выделяться эфирное время или печатная площадь в соответствии с законодательством.

Условия оплаты за эфирное время, печатную площадь, определяемые средствами массовой информации, участвующими в избирательной кампании, и другие требования должны быть равными и одинаковыми для всех кандидатов в депутаты, политических партий.

Информация, распространяемая в средствах массовой информации, должна соответствовать действительности, не нарушать прав и законных интересов кандидатов в депутаты, политических партий. Запрещается распространение недостоверных сведений, а также сведений, порочащих честь и достоинство кандидатов в депутаты.

Порядок, объем и время использования средств массовой информации в целях предвыборной агитации определяются соответствующей областной, районной, городской избирательной комиссией по согласованию с политическими партиями.

Статья 253. Проведение предвыборной агитации посредством выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных и других агитационных материалов

Политическим партиям предоставляются равные условия для беспрепятственного выпуска и распространения печатных, наглядных, аудиовизуальных материалов, фонограмм, электронных версий печатной продукции и других агитационных материалов. Агитационные материалы должны изготавливаться на территории Республики Узбекистан.

Печатные, наглядные, аудиовизуальные и другие агитационные материалы должны содержать:

наименование, местонахождение (почтовый адрес) и иные сведения о юридическом лице (фамилию, имя и отчество физического лица), изготовившем агитационные материалы;

наименование юридического лица (фамилию, имя и отчество физического лица), заказавшего агитационные материалы;

информацию о тираже, дате выпуска агитационных материалов.

Материалы предвыборной агитации, ранее размещенные на зданиях, сооружениях и других местах, снимаются органами государственной власти на местах за день до выборов.

Статья 254. Проведение предвыборной агитации посредством проведения встреч с избирателями

Кандидатам в депутаты, политическим партиям предоставляются равные условия для предвыборной агитации посредством проведения встреч с избирателями.

Встречи с избирателями проводятся кандидатами в депутаты, политическими партиями самостоятельно. Место и время их проведения, как правило, согласуются с участковыми избирательными комиссиями, которые заблаговременно информируют об этом избирателей.

Органы государственного и хозяйственного управления, органы государственной власти на местах, общественные объединения, а также органы самоуправления граждан обязаны предоставлять бесплатно кандидатам в депутаты, политическим партиям оборудованные помещения для проведения встреч с избирателями, оказывать помощь в получении необходимых справочных и информационных материалов.

Кандидат в депутаты или его доверенные лица вправе совместно с другими кандидатами в депутаты или их доверенными лицами проводить встречи с избирателями либо принимать участие во встречах с избирателями, организованных другими кандидатами в депутаты, политическими партиями.

Статья 26. Доверенные лица

Кандидат в депутаты областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов может иметь до трех доверенных лиц. Доверенные лица ведут агитацию за избрание кандидата депутатом, представляют его интересы во взаимоотношениях с местными государственными органами и органами общественных объединений, избирателями, а также в избирательных комиссиях.

Кандидат в депутаты после регистрации определяет доверенных лиц по своему усмотрению и сообщает о них в окружную избирательную комиссию. Избирательная комиссия регистрирует доверенных лиц и выдает им удостоверения.

Кандидат в депутаты в любое время до выборов может лишить своего доверенного лица полномочий и заменить его, уведомив об этом окружную избирательную комиссию. Доверенное лицо в любое время вправе сложить свои полномочия.

Доверенное лицо не может быть членом избирательной комиссии.

Статья 261. Освобождение кандидатов в депутаты от производственных или служебных обязанностей для участия в предвыборных мероприятиях

Лицо, зарегистрированное кандидатом в депутаты, на время проведения встреч с избирателями, выступлений на предвыборных собраниях, по телевидению и радио имеет право освобождаться от выполнения производственных или служебных обязанностей с сохранением средней заработной платы за счет средств, выделяемых на проведение выборов.

Статья 27. Право кандидата в депутаты на бесплатный проезд

Кандидат в депутаты областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов после регистрации имеет право на бесплатный проезд на всех видах государственного пассажирского транспорта (за исключением городского пассажирского транспорта, такси и заказных рейсов других видов транспорта) в пределах соответствующего избирательного округа. Кандидат в депутаты, проживающий за пределами избирательного округа, пользуется таким же правом для проезда в избирательный округ и возвращения к месту жительства.

Статья 28. Лишение статуса кандидата в депутаты. Снятие кандидатом в депутаты своей кандидатуры

Политическая партия, орган самоуправления граждан имеют право не позднее чем за пять дней до выборов отменить свое решение о выдвижении того или иного лица кандидатом в депутаты, которое может быть лишено статуса кандидата в депутаты соответствующей областной, районной или городской избирательной комиссией. Политическая партия, орган самоуправления граждан до истечения срока выдвижения кандидатов в депутаты может внести в соответствующую областную, районную, городскую избирательную комиссию предложение о регистрации новой кандидатуры.

Прекращение деятельности политической партии лишает кандидата в депутаты права участвовать в выборах от этой партии.

Кандидат в депутаты может в любое время до выборов снять свою кандидатуру. Для этого он обращается с заявлением в соответствующую областную, районную, городскую избирательную комиссию.

VI. СПИСКИ ИЗБИРАТЕЛЕЙ. ИЗБИРАТЕЛЬНЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ

Статья 29. Составление списков избирателей

В список избирателей включаются фамилии граждан Республики Узбекистан, достигших ко дню или в день выборов восемнадцати лет, постоянно или временно проживающих к моменту составления списка на территории данного избирательного участка.

Каждый избиратель может быть включен только в один список избирателей.

Список избирателей составляется по каждому избирательному участку участковой избирательной комиссией и подписывается ее председателем и секретарем. Для участия в работе по составлению списка участковая избирательная комиссия может привлекать представителей общественности.

Хокимияты районов и городов обеспечивают учет избирателей и передают участковым избирательным комиссиям сведения об избирателях, проживающих на соответствующей территории, необходимые для составления списков избирателей.

Списки избирателей-военнослужащих, находящихся в воинских частях, а также членов семей военнослужащих и других избирателей, если они проживают в районах расположения воинских частей, составляются на основе данных, представляемых командирами воинских частей. Военнослужащие, проживающие вне воинских частей, включаются в списки избирателей по месту жительства на общих основаниях.

Списки избирателей по избирательным участкам, образованным в санаториях и домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в местах содержания под стражей, составляются на основе данных, представляемых руководителями указанных учреждений (ведомств).

Фамилии избирателей указываются в списке избирателей в порядке, удобном для организации голосования.

В список вносится фамилия, имя, отчество, дата рождения и адрес места жительства каждого избирателя.

Статья 30. Ознакомление граждан со списками избирателей

Списки избирателей представляются для всеобщего ознакомления за пятнадцать дней до выборов, а на избирательных участках, образованных в санаториях и домах отдыха, в больницах и других стационарных лечебных учреждениях, в отдаленных и труднодоступных районах, в местах содержания под стражей, — за семь дней до выборов. Участковая избирательная комиссия оповещает избирателей о месте и времени ознакомления со списком.

(Гражданам обеспечивается возможность ознакомиться со списком избирателей в помещении участковой избирательной комиссии.

Статья 31. Оспаривание списков избирателей

Любой гражданин Республики Узбекистан может заявить в участковую избирательную комиссию об ошибке или неточности в списке избирателей. В течение 24 часов участковая избирательная комиссия обязана проверить заявление и либо устранить ошибку, либо выдать заявителю справку о мотивированном отклонении заявления.

Действия и решения избирательной комиссии могут быть обжалованы в суд в установленном законом порядке.

Для подробной информации см. статью 272 Гражданского процессуального кодекса Республики Узбекистан.

Статья 32. Избирательный бюллетень

В избирательный бюллетень в алфавитном порядке вносятся фамилия, имя, отчество кандидата в депутаты с указанием года рождения, занимаемой должности (рода занятий) и политической партии или органа самоуправления граждан, выдвинувшего его кандидатом в депутаты.

В избирательном бюллетене должно содержаться разъяснение о порядке его заполнения.

Бюллетени печатаются на государственном языке, а также по решению соответствующей областной, районной, городской избирательной комиссии на языках, которыми пользуется большинство населения избирательного округа.

В соответствии со статьей 1 Закона Республики Узбекистан «О государственном языке» государственным языком Республики Узбекистан является узбекский язык.

Статья 33. Доставка избирательных бюллетеней

Участковые избирательные комиссии получают бюллетени от окружных комиссий не позднее трех дней до выборов. Выдачу и получение бюллетеней председатель либо заместитель председателя или секретарь соответствующих окружной и участковой комиссий подтверждают своей подписью.

Число избирательных бюллетеней, получаемых участковой избирательной комиссией, не может превышать число избирателей, включенных в списки избирателей по избирательному участку, более чем на полпроцента. В правом верхнем углу избирательного бюллетеня ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые заверяют печатью участковой избирательной комиссии. Не заверенные комиссией избирательные бюллетени при подсчете голосов не учитываются.

VII. ГОЛОСОВАНИЕ И ОПРЕДЕЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ

Статья 34. Помещение для голосования

Голосование проводится в специально отведенных помещениях, в которых должны быть оборудованы в достаточном количестве кабины или комнаты для тайного голосования, определены места выдачи избирательных бюллетеней и установлены избирательные ящики. Избирательные ящики устанавливаются таким образом, чтобы голосующие при подходе к ним обязательно проходили через кабины или комнаты для тайного голосования. В помещении для голосования не разрешается проводить никаких других политических акций. Ответственность за оборудование помещений и поддержание в них необходимого порядка несет участковая избирательная комиссия.

Статья 35. Время и место голосования

Голосование проводится в день выборов с 6 до 20 часов. О времени и месте голосования участковая избирательная комиссия оповещает избирателей не позднее чем за десять дней до выборов.

На избирательных участках, образованных в воинских частях, в санаториях, домах отдыха, больницах и других стационарных лечебных учреждениях, а также в местах нахождения граждан, расположенных в отдаленных и труднодоступных районах, в местах содержания под стражей, участковая избирательная комиссия может объявить голосование законченным в любое время, если проголосовали все избиратели, включенные в список.

Статья 36. Начало голосования

В день выборов помещение для голосования открывается при наличии не менее двух третей членов участковой избирательной комиссии. Председатель в присутствии членов избирательной комиссии опечатывает избирательный ящик, распределяет между членами избирательной комиссии избирательные бюллетени, списки избирателей и объявляет начало выборов. Общее количество бюллетеней оформляется отдельным документом.

Статья 37. Установление личности избирателя

По прибытии в помещение для голосования избиратель предъявляет члену участковой избирательной комиссии документ, удостоверяющий его личность, и расписывается в списке избирателей. После этого ему выдается избирательный бюллетень.

Фамилии избирателей, по каким-либо причинам не включенные в список избирателей, на основании документа, удостоверяющего личность, гражданство и место жительства избирателя, включаются в приложение к списку избирателей.

Статья 38. Порядок голосования

Избирательный бюллетень заполняется голосующим в кабине или комнате для тайного голосования. При заполнении бюллетеня запрещается присутствие других лиц, кроме голосующего. Избиратель, не имеющий возможности самостоятельно заполнить бюллетень, вправе пригласить в кабину или комнату другое лицо по своему усмотрению, кроме лиц, входящих в состав избирательной комиссии наблюдателей и доверенных лиц.

При выборах избиратель ставит знак—крестик в пустом квадрате, расположенном справа напротив фамилии того кандидата в депутаты, за которого он голосует.

Заполненный избирательный бюллетень голосующий опускает в избирательный ящик.

По просьбе избирателя испорченный избирательный бюллетень может быть заменен новым. Испорченные избирательные бюллетени подлежат учету, погашению и хранятся отдельно.

Избиратель, не имеющий возможности в день выборов находиться по месту своего жительства, имеет право на досрочное голосование.

Досрочное голосование начинается за десять дней до выборов и заканчивается за день до выборов. Время проведения досрочного голосования определяется окружной избирательной комиссией и доводится до сведения избирателей, наблюдателей, представителей средств массовой информации.

Для осуществления досрочного голосования избиратель на основании заявления, с указанием причины отсутствия в день выборов (отпуск, командировка, выезд за границу и т. п.), получает у участковой избирательной комиссии по месту своего жительства избирательный лист. В присутствии не менее двух членов участковой избирательной комиссии избиратель расписывается в получении избирательного листа в списке избирателей.

Избирательный лист заполняется избирателем в специально оборудованной кабине или комнате для тайного голосования.

Избиратель принимает решение и оставляет заполненный избирательный лист в закрытом конверте в участковой избирательной комиссии. В месте склеивания конверта ставятся подписи двух членов участковой избирательной комиссии, которые подтверждаются печатью комиссии и подписью избирателя.

Форма и порядок изготовления избирательного листа, а также сроки доставки избирательных листов на избирательные участки устанавливаются соответствующей областной, районной, городской избирательной комиссией.

В случаях, когда отдельные избиратели по состоянию здоровья или по другим причинам не могут прибыть в помещение для голосования, участковая избирательная комиссия, по их просьбе, поручает членам комиссии организовать голосование в месте пребывания этих избирателей.

Статья 39. Подсчет голосов на избирательном участке

По окончании голосования перед вскрытием избирательных ящиков в присутствии членов участковой комиссии в ящики опускаются закрытые конверты с избирательными листами. Все неиспользованные избирательные бюллетени подсчитываются и погашаются участковой избирательной комиссией.

Избирательные ящики вскрываются участковой избирательной комиссией после объявления председателем комиссии об окончании голосования. Вскрытие избирательных ящиков до окончания голосования категорически запрещается.

Участковая избирательная комиссия устанавливает общее число избирателей на участке, число избирателей, получивших избирательные бюллетени и листы.

Подсчет голосов на избирательном участке производится участковой избирательной комиссией отдельно по каждому избирательному округу и каждому кандидату в депутаты по выборам в соответствующий Кенгаш народных депутатов.

На основании избирательных бюллетеней и листов, находившихся в избирательных ящиках, участковая избирательная комиссия (по каждому избирательному округу в пределах данного избирательного участка) устанавливает:

общее число избирателей, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных за каждого кандидата в депутаты;

число избирательных бюллетеней и листов, признанных недействительными.

По фамилиям граждан, дополнительно вписанным избирателями в избирательные бюллетени и листы, голоса не подсчитываются.

Признаются недействительными избирательные бюллетени и листы неустановленного образца, а также избирательные бюллетени и листы, в которых при голосовании знак-крестик проставлен более чем в одном квадрате либо не проставлен ни в одном из них. При возникновении сомнений в действительности избирательного бюллетеня, листа вопрос разрешается участковой избирательной комиссией путем голосования.

При подсчете голосов на избирательном участке может участвовать уполномоченный представитель политической партии, выдвинувшей кандидата в депутаты.

Результаты подсчета голосов рассматриваются на заседании участковой избирательной комиссии и заносятся в протокол, который подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами избирательной комиссии. После этого протокол оглашается председателем или заместителем председателя участковой избирательной комиссии и копия данного протокола вывешивается в помещении участковой избирательной комиссии для всеобщего ознакомления на срок не менее чем 48 часов. Протокол участковой избирательной комиссии представляется в соответствующую окружную избирательную комиссию в установленном порядке.

Уполномоченный представитель политической партии, участвующий в процессе подсчета голосов, имеет право ознакомиться с протоколом участковой избирательной комиссии.

Статья 40. Определение результатов выборов по округу

Результаты выборов по избирательным округам определяются только на основании представленных протоколов участковых избирательных комиссий. Окружная избирательная комиссия определяет:

общее число избирателей по округу;

число избирателей, получивших избирательные бюллетени и листы;

число избирателей, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных за каждого кандидата в депутаты;

число избирательных бюллетеней и листов, признанных недействительными.

Результаты выборов по округу устанавливаются на заседании избирательной комиссии и заносятся в протокол. Протокол подписывается председателем, заместителем председателя, секретарем, другими членами комиссии и представляется в соответствующую областную, районную, городскую избирательную комиссию.

Статья 41. Определение результатов выборов депутатов

Соответствующая областная, районная, городская избирательная комиссия на основании поступивших к ней протоколов окружных избирательных комиссий определяет:

общее число избирателей по области, району, городу;

число избирателей, получивших избирательные бюллетени и листы;

число избирателей, принявших участие в голосовании;

число голосов, поданных за каждого кандидата в депутаты;

число избирательных бюллетеней и листов, признанных недействительными.

Избранным считается кандидат в депутаты, получивший на выборах более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Выборы признаются несостоявшимися, если в них приняло участие менее тридцати трех процентов избирателей, внесенных в списки избирателей.

Выборы в целом по области, району, городу или по отдельным округам либо по отдельным избирательным участкам могут быть признаны недействительными из-за допущенных в ходе выборов нарушений, повлиявших на итоги голосования. Решение о признании выборов недействительными принимается соответствующей областной, районной, городской избирательной комиссией и может быть обжаловано в суд в течение десяти дней со дня опубликования итогов выборов.

В случае признания выборов по отдельным избирательным участкам недействительными по решению соответствующей областной, районной, городской избирательной комиссии результаты голосования по таким участкам исключаются из общих результатов выборов, при условии, что без них выборы в целом могут быть признаны состоявшимися.

Соответствующая областная, районная, городская избирательная комиссия по итогам выборов составляет протокол и принимает решение.

Статья 42. Повторное голосование

Если по избирательному округу баллотировалось более двух кандидатов в депутаты и ни один из них не был избран, окружная избирательная комиссия принимает решение о проведении в округе повторного голосования по двум кандидатам в депутаты, получившим наибольшее число голосов, и информирует об этом соответствующую областную, районную, городскую избирательную комиссию и избирателей округа. Повторное голосование проводится в двухнедельный срок с соблюдением требований настоящего Закона.

Избранным считается кандидат, получивший при повторном голосовании наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, по отношению к другому кандидату.

При повторном голосовании процент участия избирателей не учитывается.

Статья 43. Повторные выборы

Повторные выборы проводятся в следующих случаях:

а) если выборы по избирательному округу признаны несостоявшимися или недействительными;

б) если повторное голосование не позволило определить избранного депутата;

в) если по избирательному округу баллотировалось не более двух кандидатов в депутаты и ни один из них не был избран.

Повторные выборы проводятся окружной избирательной комиссией по поручению соответствующей областной, районной, городской избирательной комиссии. При этом соответствующая областная, районная, городская избирательная комиссия может принять решение о необходимости проведения повторных выборов окружной и участковыми избирательными комиссиями в новом составе. Голосование проводится на тех же избирательных участках и по спискам избирателей, составленным для проведения основных выборов.

Повторные выборы проводятся не позднее чем в месячный срок после основных выборов. Образование избирательных комиссий, регистрация кандидатов в депутаты и другие мероприятия проводятся в порядке, установленном настоящим Законом.

Статья 44. Проведение выборов депутатов вместо выбывших

В случае признания соответствующим Кенгашем народных депутатов полномочий отдельных депутатов недействительными, а также в случае отзыва депутата, досрочного прекращения депутатских полномочий по другим причинам в соответствующих избирательных округах проводятся новые выборы. Выборы назначаются соответствующим Кенгашем народных депутатов не позднее чем за месяц до их проведения и организуются с соблюдением требований настоящего Закона. При этом окружная избирательная комиссия образуется за двадцать пять дней, а участковые — за пятнадцать дней до выборов. Регистрация кандидатов в депутаты заканчивается за пятнадцать дней до выборов.

В случае выбытия депутата менее чем за шесть месяцев до истечения срока полномочий соответствующего областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов выборы нового депутата вместо выбывшего могут не проводиться.

VIII. РЕГИСТРАЦИЯ ДЕПУТАТОВ И ОПУБЛИКОВАНИЕ ИТОГОВ ВЫБОРОВ

Статья 45. Регистрация депутатов

Соответствующая областная, районная, городская избирательная комиссия на основе поступивших протоколов окружных избирательных комиссий регистрирует избранных депутатов и информирует их об этом.

Избранные депутатами соответствующего областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов лица, указанные в части второй статьи 23 настоящего Закона, обязаны в письменном виде сообщить в соответствующую областную, районную, городскую избирательную комиссию о сложении с себя обязанностей, не совместимых со статусом депутата.

Статья 46. Опубликование итогов выборов депутатов

Сообщение об итогах выборов в областной, районный, городской Кенгаш народных депутатов и список избранных депутатов соответствующая областная, районная, городская избирательная комиссия публикует в печати не позднее чем в десятидневный срок в алфавитном порядке с указанием фамилии, имени, отчества, года рождения, партийности, занимаемой должности (рода занятий), места работы, жительства, номера и наименования избирательного округа.

IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 47. Удостоверение и нагрудный знак депутата

Депутату соответствующей областной, районной, городской избирательной комиссией выдаются удостоверение и нагрудный знак депутата областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов. Образцы удостоверения и нагрудного знака депутата областного, районного, городского Кенгаша народных депутатов устанавливаются законодательством.

Статья 48. Финансирование выборов

Расходы, связанные с подготовкой и проведением выборов областных, районных, городских Кенгашев народных депутатов, производятся за счет государственных средств. Финансирование и иная материальная поддержка кандидатов в депутаты за счет других средств запрещается.

Политические партии и другие общественные объединения, предприятия, учреждения, организации и граждане Республики Узбекистан могут добровольно передавать свои средства для проведения выборов. Эти средства принимаются областными, районными, городскими избирательными комиссиями для их использования в ходе избирательной кампании.

Статья 49. Ответственность за нарушение Закона о выборах в областные, районные и городские Кенгаши народных депутатов

Лица, препятствующие путем насилия, обмана, угроз или иным путем осуществлению гражданами права избирать и быть избранными, вести предвыборную агитацию, а также члены избирательных комиссий, другие должностные лица, представители политических партий, органов самоуправления граждан, совершившие подлог избирательных документов, заведомо неправильный подсчет голосов, нарушившие тайну голосования или допустившие иные нарушения настоящего Закона, несут ответственность в соответствии с законами Республики Узбекистан. К ответственности привлекаются также лица, опубликовавшие или иным способом распространившие ложные сведения о кандидате в депутаты.

Для получения подробной информации см. статьи 146-147 Уголовного кодекса Республики Узбекистан.

В течение трех дней до дня голосования, а также в день голосования не допускается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами, в том числе их размещение в информационно-телекоммуникационных сетях общего пользования (включая всемирную информационную сеть Интернет).

 

Президент Республики Узбекистан                              И. КАРИМОВ