От сильного государства к сильному гражданскому обществу

Фотогалерея

Национальные партнёры

Международные партнёры

Закон Республики Узбекистан “О регламенте Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан 14.05.2014 г. N ЗРУ-372 (принят 29.08.2003 г. N 522-II)

В настоящий Закон внесены изменения в соответствии с: Законом РУз от 11.04.2007 г. N ЗРУ-90; Законом РУз от 23.07.2007 г. N ЗРУ-105; Законом РУз от 25.12.2008 г. N ЗРУ-194; Законом РУз от 10.04.2009 г. N ЗРУ-209; Законом РУз от 18.04.2011 г. N ЗРУ-285; Законом РУз от 18.04.2013 г. N ЗРУ-349; Законом РУз от 16.04.2014 г. N ЗРУ-367.

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1. Правовые основы организации деятельности Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан

Деятельность Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее — Законодательная палата) организуется в соответствии с Конституцией Республики Узбекистан, конституционными законами «Об итогах референдума и основных принципах организации государственной власти»«О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан», а также настоящим Законом, который является основой для принятия Законодательной палатой решений по вопросам, связанным с организацией своей деятельности и внутренним распорядком палаты.

Вновь избранный состав Законодательной палаты в установленном порядке может вносить в настоящий Закон изменения и дополнения, которые оформляются в форме поправок.

Статья 2. Основные принципы организации деятельности Законодательной палаты

Деятельность Законодательной палаты основывается на коллективном и свободном обсуждении вопросов, гласности, учете общественного мнения.

Работа Законодательной палаты основана на профессиональной, постоянной деятельности всех депутатов палаты.

Статья 3. Организационная форма деятельности Законодательной палаты

Организационной формой деятельности Законодательной палаты являются ее заседания, проводимые в период сессии Законодательной палаты, как правило, три раза в неделю.

Заседания Законодательной палаты являются правомочными, если в их работе участвует не менее половины от общего числа депутатов палаты. При принятии Конституции Республики Узбекистан, конституционных законов, внесении в них изменений и дополнений обязательно присутствие не менее двух третей от общего числа депутатов.

Первое заседание Законодательной палаты проводится не позднее двух месяцев после выборов в Законодательную палату. Данное заседание открывает Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан и председательствует на нем до избрания Спикера Законодательной палаты.

Для организации работы первого заседания Законодательной палаты избирается временный секретариат заседания и счетная комиссия.

На первом заседании Законодательной палаты рассматриваются вопросы, связанные с организацией ее деятельности, в том числе, как правило:

избирается временная группа контроля за использованием электронной системы;

избираются Спикер Законодательной палаты и его заместители;

регистрируются фракции политических партий (далее — фракции) и депутатские группы;

образуются комитеты Законодательной палаты.

Внеочередные заседания Законодательной палаты могут созываться между ее сессиями по предложению Президента Республики Узбекистан, Спикера Законодательной палаты либо по предложению не менее одной трети от общего числа депутатов Законодательной палаты.

Заседания Законодательной палаты проводятся открыто, гласно и освещаются средствами массовой информации. По решению Законодательной палаты могут проводиться и закрытые заседания.

Законодательная палата и Сенат Олий Мажлиса Республики Узбекистан (далее — Сенат) заседают, как правило, раздельно.

В случаях, установленных законом, проводятся совместные заседания палат. Совместные заседания палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан могут созываться по предложению Президента Республики Узбекистан, Спикера Законодательной палаты, Председателя Сената либо по предложению не менее одной трети от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты или сенаторов.

Для подробной информации см. статью 11 Конституционного Закона Республики Узбекистан «О Законодательной палате Олий Мажлиса Республики Узбекистан».

Статья 4. Избрание Спикера Законодательной палаты и его заместителей

Первое заседание Законодательной палаты начинается с избрания Спикера Законодательной палаты.

Для избрания Спикера Законодательной палаты и его заместителей из числа ее депутатов образуется Совет старейшин в количестве не более пятнадцати человек, полномочия которого заканчиваются с избранием Спикера Законодательной палаты и его заместителей.

Предложение о составе Совета старейшин вносит Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан.

В состав Совета старейшин включаются: Председатель Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан; старейшие по возрасту депутаты, имеющие большой опыт депутатской деятельности; представители депутатов от политических партий, кандидаты от которых избраны в Законодательную палату; представители от депутатов, избранных в Законодательную палату от Экологического движения Узбекистана.

Решение о составе Совета старейшин принимается большинством голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты.

Совет старейшин выдвигает кандидатуры на должности Спикера Законодательной палаты и его заместителей из числа депутатов.

Кандидат считается избранным Спикером Законодательной палаты, если в результате тайного голосования он получил более половины голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты.

Количество заместителей Спикера Законодательной палаты определяется Законодательной палатой по рекомендации Совета старейшин. При этом учитывается, что фракция, созданная в Законодательной палате, имеет гарантированное право на замещение ее представителем одной должности заместителя Спикера Законодательной палаты.

Заместители Спикера Законодательной палаты избираются тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов на срок полномочий Законодательной палаты.

Для избрания заместителя Спикера Законодательной палаты фракция, как правило, вносит кандидатуру руководителя своей фракции.

В случае неизбрания представленной от фракции кандидатуры на должность заместителя Спикера Законодательной палаты фракция имеет право представить другую кандидатуру из числа членов своей фракции.

Об избрании Спикера Законодательной палаты и его заместителей принимаются постановления, которые подписываются председательствующим на заседании палаты»;

Статья 5. Досрочное освобождение от должности Спикера Законодательной палаты и его заместителей

Спикер Законодательной палаты может быть досрочно освобожден от должности по решению Законодательной палаты, принятому тайным голосованием более чем двумя третями голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты.

Заместители Спикера Законодательной палаты могут быть досрочно освобождены от должности по решению Законодательной палаты, принятому тайным голосованием большинством голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты.

Вопрос о досрочном освобождении от должности Спикера Законодательной палаты или его заместителей рассматривается палатой по предложению группы депутатов Законодательной палаты численностью не менее одной трети от общего числа депутатов Законодательной палаты. Вопрос о досрочном освобождении от должности заместителей Спикера Законодательной палаты может быть внесен также Спикером Законодательной палаты.

О досрочном освобождении от должности Спикера Законодательной палаты или его заместителей принимается постановление, которое подписывается председательствующим на заседании палаты.

Статья 6. Кенгаш Законодательной палаты

В целях эффективной организации деятельности Законодательной палаты, осуществления координации работы комитетов, организации предварительного рассмотрения вопроса о планировании законопроектной работы образуется Кенгаш Законодательной палаты.

В состав Кенгаша Законодательной палаты входят Спикер Законодательной палаты, его заместители, руководители фракций и депутатских групп, председатели комитетов Законодательной палаты.

Кенгаш Законодательной палаты возглавляет Спикер Законодательной палаты, который ведет заседания Кенгаша и подписывает его постановления.

Статья 7. Образование комитетов Законодательной палаты

Законодательной палатой из числа ее депутатов на срок полномочий палаты образуются комитеты в составе председателя, его заместителя и членов.

Спикер Законодательной палаты не может быть избран в состав комитетов Законодательной палаты.

В Законодательной палате в обязательном порядке образуются комитеты: по регламенту; бюджету, банкам и финансовым вопросам; экономическим вопросам и предпринимательству; законодательству и судебно-правовым вопросам; труду и социальным вопросам; вопросам обороны и безопасности; международным делам и межпарламентским связям. В Законодательной палате могут быть образованы и иные комитеты.

Общее количество комитетов Законодательной палаты, как правило, не должно превышать десяти.

Должности председателя комитета, его заместителя и членов комитета определяются пакетным (общим) решением с учетом партийной или групповой принадлежности депутатов и количества голосов избирателей, полученных на выборах. Предложения по кандидатурам на должности председателя комитета, его заместителя и членов комитета вносятся руководителями депутатских объединений на основе взаимных консультаций.

Председатель комитета Законодательной палаты, его заместитель и члены комитета избираются на заседании палаты большинством голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты.

Об избрании председателя комитета Законодательной палаты, его заместителя, а также членов комитета Законодательная палата принимает постановления.

Статья 8. Образование комиссий Законодательной палаты

Законодательная палата для выполнения конкретных задач может создавать комиссии.

Комиссия создается из числа депутатов Законодательной палаты на ее заседании в составе председателя, членов комиссии, а при необходимости также заместителя председателя комиссии.

О создании комиссии Законодательная палата принимает постановление.

Комиссия прекращает свою деятельность после выполнения возложенных на нее задач, истечения срока, на который она создана, или досрочно по решению Законодательной палаты.

Статья 81. Координационная группа по организации рассмотрения законопроектов и проектов других нормативно-правовых актов

При Кенгаше Законодательной палаты создается координационная группа по организации рассмотрения вносимых законопроектов и проектов других нормативно-правовых актов (далее — Координационная группа) в составе трех человек из числа работников аппарата Законодательной палаты.

На Координационную группу возлагается регистрация поступивших законопроектов и проектов других нормативно-правовых актов, информирование о них членов Кенгаша Законодательной палаты и дальнейшее сопровождение этих проектов.

Порядок организации деятельности Координационной группы определяется положением, утверждаемым Кенгашем Законодательной палаты.

Статья 9. Фракции и депутатские группы

Фракция — депутатское объединение, создаваемое депутатами, выдвигаемыми от политической партии в целях выражения ее интересов в Законодательной палате, и зарегистрированное в установленном порядке.

Депутаты, избранные в состав Законодательной палаты от Экологического движения Узбекистана, вправе создавать депутатские группы.

Правом на образование фракции или депутатской группы обладают не менее девяти депутатов Законодательной палаты.

Депутат Законодательной палаты может быть членом только одной фракции или депутатской группы.

Депутат, выдвинутый от политической партии и избранный в Законодательную палату, может быть членом фракции только этой партии.

Спикер Законодательной палаты на период исполнения своих обязанностей приостанавливает членство в политической партии и не может входить в состав фракции или депутатской группы.

Для образования фракции или депутатской группы необходимо:

проведение учредительного собрания фракции или депутатской группы;

принятие учредительного протокола об образовании фракции или депутатской группы;

избрание руководителя фракции или депутатской группы.

Руководитель фракции или депутатской группы представляет в Законодательную палату учредительный протокол об образовании фракции или депутатской группы и информирует Законодательную палату о создании соответственно фракции или депутатской группы, что фиксируется в протоколе заседания Законодательной палаты.

Фракции и депутатские группы подлежат учетной регистрации.

Организационной формой деятельности депутатских объединений являются их заседания.

В целях координации работы фракций и депутатских групп, организации предварительного рассмотрения вопросов, вносимых на заседание Законодательной палаты, согласования позиций фракций и депутатских групп могут проводиться совместные заседания руководителей депутатских объединений.

Депутатские объединения информируют Спикера Законодательной палаты и ее Кенгаш о принятых ими решениях, а также решениях, принятых на совместных заседаниях руководителей депутатских объединений.

Деятельность фракции и депутатской группы прекращается в случаях:

собственной инициативы фракции или депутатской группы;

истечения срока полномочий Законодательной палаты;

уменьшения числа депутатов, входящих во фракцию или депутатскую группу, ниже предела, необходимого для их образования;

прекращения деятельности соответствующей политической партии.

Прекращение деятельности фракций или депутатских групп до истечения срока полномочий Законодательной палаты оформляется постановлением Законодательной палаты.

Статья 91. Парламентское большинство и парламентская оппозиция. Объединение фракций в блок

Фракция, получившая большинство мест в Законодательной палате, составляет парламентское большинство.

Парламентское большинство могут составить также несколько фракций и депутатов, избранных от Экологического движения Узбекистана, создающих блок исходя из близости или совпадения своих программных целевых задач.

Фракции, а также депутаты, избранные от Экологического движения Узбекистана, не разделяющие курс и программу вновь сформированного правительства или отдельные ее направления, могут объявить себя оппозиционными.

Объединение фракций в блок не ограничивает их самостоятельности в осуществлении прав, предусмотренных законом.

Фракция, объявившая себя парламентской оппозицией, наряду с предусмотренными законом для фракций полномочиями имеет право:

на внесение альтернативной редакции проекта закона одновременно с докладом по соответствующему вопросу ответственного комитета Законодательной палаты;

на занесение в протокол пленарного заседания Законодательной палаты своего особого мнения по обсуждаемым вопросам;

на гарантированное участие ее представителей в согласительной комиссии по отклоненному Сенатом закону.

Гарантированные законом права парламентской оппозиции не могут быть ущемлены парламентским большинством.

II. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ВОПРОСОВ НА ЗАСЕДАНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПАЛАТЫ

Статья 10. Повестка дня заседания Законодательной палаты

Вопросы, подлежащие рассмотрению на заседании Законодательной палаты, включаются в проект повестки дня заседания с указанием очередности их рассмотрения, комитетов палаты, ответственных за подготовку к рассмотрению каждого вопроса, докладчиков (содокладчиков), а также иных сведений.

Проект повестки дня заседания Законодательной палаты формируется Кенгашем Законодательной палаты.

Депутаты Законодательной палаты заблаговременно извещаются о вопросах, включенных в проект повестки дня заседания Законодательной палаты.

Повестка дня заседания Законодательной палаты утверждается постановлением палаты.

Статья 11. Формы и способы голосования на заседаниях Законодательной палаты

Решения Законодательной палаты принимаются на ее заседаниях открытым или тайным голосованием. Открытое голосование может быть поименным.

Голосование на заседаниях Законодательной палаты может осуществляться с использованием электронной системы подсчета голосов или с использованием бюллетеней для тайного голосования.

Контроль за использованием электронной системы подсчета голосов на заседании Законодательной палаты осуществляет группа из числа депутатов Законодательной палаты.

Решение о форме и способе голосования принимается Законодательной палатой открытым голосованием, за исключением случаев, когда форма и способ голосования по тому или иному вопросу определены Конституцией Республики Узбекистан и конституционными законами.

Депутат Законодательной палаты лично осуществляет свое право на голосование.

 

III. ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ ЗАКОНОВ И ПОСТАНОВЛЕНИЙ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПАЛАТЫ

Статья 12. Внесение законопроекта на рассмотрение Законодательной палаты

Законопроект вносится в Законодательную палату субъектами права законодательной инициативы.

При внесении законопроекта в Законодательную палату должны быть представлены:

1) пояснительная записка к законопроекту с изложением его концепции;

2) проект закона о внесении изменений и дополнений, а также о признании утратившими силу законодательных актов, связанных с внесением законопроекта;

3) перечень подзаконных актов, подлежащих изменению, дополнению, признанию утратившими силу или принятию;

31) аналитическая сравнительная таблица с указанием в последовательном порядке соответствующих положений международных документов и законодательства зарубежных стран, законодательства Республики Узбекистан, обоснованных предложений о приемлемости применения соответствующего международного опыта в условиях Республики Узбекистан;

4) финансово-экономическое обоснование — для законопроектов, требующих материальных затрат;

5) заключение Кабинета Министров Республики Узбекистан по проектам законов, предусматривающих сокращение государственных доходов или увеличение государственных расходов, а также изменения по статьям Государственного бюджета Республики Узбекистан (далее — Государственный бюджет).

До принятия законопроекта Законодательной палатой в первом чтении субъект права законодательной инициативы, внесший законопроект, имеет право изменить текст проекта или отозвать внесенный им законопроект. Внесенный законопроект возвращается, если Законодательной палатой уже принят в первом чтении законопроект по тому же вопросу.

Статья 13. Принятие Законодательной палатой законопроекта к рассмотрению

Кенгаш Законодательной палаты, заслушав информацию Координационной группы, определяет комитет, ответственный за предварительное рассмотрение законопроекта (далее — ответственный комитет), передает ему и, одновременно, во фракции (депутатские группы) законопроект и приложенные к нему материалы.

Работа над законопроектом для выработки предложений о возможности его принятия к рассмотрению Законодательной палатой осуществляется фракциями (депутатскими группами) и ответственным комитетом одновременно. При этом без мнений и предложений фракций (депутатских групп) по законопроекту ответственный комитет не имеет право выносить по нему свое заключение.

Ответственный комитет, собрав мнения и предложения от всех фракций (депутатских групп) по законопроекту, в установленный срок представляет в Кенгаш Законодательной палаты заключение о возможности принятия законопроекта к рассмотрению Законодательной палатой.

Кенгаш Законодательной палаты на основе заключения ответственного комитета, с учетом мнений и предложений фракций (депутатских групп) принимает решение о принятии или непринятии законопроекта к рассмотрению Законодательной палатой.

К рассмотрению Законодательной палатой не принимается законопроект в случае его несоответствия установленным требованиям.

После устранения выявленных недостатков законопроект может быть вновь внесен на рассмотрение Законодательной палаты.

При принятии законопроекта к рассмотрению Законодательной палатой ее Кенгашем обязательно устанавливается срок подготовки законопроекта к рассмотрению на заседании палаты.

Принятый к рассмотрению законопроект с приложенными к нему материалами направляется комитетам Законодательной палаты.

Статья 14. Предварительное обсуждение законопроекта

Предварительное обсуждение законопроекта и подготовка его к рассмотрению Законодательной палатой в первом чтении осуществляется ответственным комитетом.

Фракции (депутатские группы) по итогам предварительного обсуждения законопроекта представляют ответственному комитету свои мнения и предложения.

Ответственный комитет с учетом мнений и предложений фракций (депутатских групп), заинтересованных организаций и экспертных групп проводит предварительное обсуждение законопроекта и, если Кенгашем Законодательной палаты не установлен иной срок, в течение двух месяцев со дня получения законопроекта представляет его на рассмотрение Кенгаша Законодательной палаты с приложением:

проекта постановления Кенгаша Законодательной палаты о внесении законопроекта на рассмотрение Законодательной палаты в первом чтении;

заключения ответственного комитета с обоснованием необходимости принятия или отклонения данного законопроекта;

мнений и предложений фракций (депутатских групп) по законопроекту.

Обсуждение законопроекта в комитетах Законодательной палаты проходит открыто, с приглашением представителей субъекта права законодательной инициативы, внесшего законопроект.

Кенгаш Законодательной палаты принимает решение о включении законопроекта, представленного ответственным комитетом, в проект повестки дня заседания Законодательной палаты для рассмотрения его в первом чтении.

Статья 15. Рассмотрение законопроекта на заседаниях Законодательной палаты

Законодательная палата рассматривает законопроект, как правило, в трех чтениях.

На заседаниях Законодательной палаты при рассмотрении законопроекта в первом чтении обсуждается необходимость его принятия, концепция законопроекта, его соответствие Конституции и законам Республики Узбекистан, а также вопрос о расходах, связанных с реализацией закона, и источниках финансирования. При этом докладчик в первом и последующих чтениях в обязательном порядке доводит до депутатов мнения и предложения фракций (депутатских групп).

Мнения и предложения фракций (депутатских групп) по законопроекту должны учитываться в обязательном порядке.

По результатам обсуждения Законодательная палата принимает решение о принятии законопроекта в первом чтении с определением в обязательном порядке срока его доработки и внесения на рассмотрение палаты в следующем чтении либо об отклонении законопроекта.

При внесении на обсуждение Законодательной палаты альтернативных вариантов законопроекта они подлежат одновременному рассмотрению. Принятым в первом чтении считается законопроект, набравший наибольшее количество голосов депутатов Законодательной палаты от требуемого для принятия решения. Остальные варианты законопроекта считаются отклоненными Законодательной палатой.

Ответственный комитет при подготовке законопроекта ко второму чтению обобщает поступившие мнения и предложения. Предложения, признанные ответственным комитетом обоснованными, включаются в текст законопроекта.

При рассмотрении законопроекта Законодательной палатой во втором чтении обсуждаются как одобренные, так и не одобренные ответственным комитетом мнения и предложения. Голосование по законопроекту проводится постатейно.

По результатам обсуждения Законодательная палата принимает решение о принятии законопроекта во втором чтении с определением срока его доработки и внесения на рассмотрение палаты в следующем чтении либо об отклонении законопроекта.

В третьем чтении законопроект ставится на голосование в целом без его обсуждения.

В случае принятия законопроекта в первом или во втором чтении по предложению ответственного комитета на голосование может быть поставлен вопрос о принятии закона, исключая процедуры последующих чтений.

Закон принимается Законодательной палатой большинством голосов от общего числа депутатов палаты, за исключением случаев, предусмотренных частью первой статьи 18 настоящего Закона.

Принятый Законодательной палатой закон в течение десяти дней направляется для рассмотрения в Сенат. Вместе с законом в Сенат направляются материалы, которые были представлены при внесении законопроекта в Законодательную палату.

Статья 16. Согласительная комиссия

По отклоненному Сенатом закону Законодательная палата и Сенат на паритетных началах могут образовывать из числа депутатов Законодательной палаты и членов Сената согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий.

В Законодательной палате инициатива о создании согласительной комиссии может исходить от Спикера Законодательной палаты, а также фракций и депутатских групп.

По кандидатурам в состав согласительной комиссии Спикером Законодательной палаты и Председателем Сената проводятся взаимные консультации.

Состав согласительной комиссии от Законодательной палаты утверждается на ее заседании.

Члены согласительной комиссии от каждой из палат большинством голосов избирают из своего состава сопредседателей комиссии.

Согласительная комиссия рассматривает каждое возражение Сената в отдельности, с целью выработки единого текста закона.

Решения согласительной комиссии принимаются раздельным голосованием депутатов Законодательной палаты и сенаторов, входящих в состав согласительной комиссии. Решение считается принятым, если за него проголосовало большинство членов комиссии от каждой из палат.

По результатам своей работы согласительная комиссия принимает заключение, содержащее предложения по преодолению разногласий. К заключению прилагается текст проекта изменений и дополнений к закону.

Заключение подписывается сопредседателями согласительной комиссии от Законодательной палаты и Сената, передается соответственно в Законодательную палату и в Сенат.

При принятии предложений согласительной комиссии закон подлежит повторному рассмотрению Законодательной палатой. При повторном рассмотрении закона обсуждаются только те предложения, которые содержатся в протоколе согласительной комиссии.

В случае отклонения хотя бы одного предложения согласительной комиссии Законодательная палата может предложить согласительной комиссии продолжить работу с учетом поправок, одобренных палатой, для представления новых предложений.

В случае принятия Законодательной палатой закона в редакции согласительной комиссии он направляется в Сенат для одобрения.

Если по итогам работы согласительной комиссии по закону согласие не было достигнуто, то закон подлежит повторному рассмотрению Законодательной палатой как отклоненный Сенатом.

Для дополнительной информации см. «Порядок образования и организации деятельности согласительной комиссии палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан» утвержденный постановлениями Законодательной палаты Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 8 ноября 2005 года № 152–I и Сената Олий Мажлиса Республики Узбекистан от 3 декабря 2005 года № 112–I.

Статья 17. Порядок повторного рассмотрения закона Законодательной палатой

Закон, отклоненный Сенатом или возвращенный Президентом Республики Узбекистан с возражениями, подлежит повторному рассмотрению Законодательной палатой в месячный срок.

Ответственный комитет дает заключение по закону, отклоненному Сенатом или возвращенному Президентом Республики Узбекистан.

После получения заключения ответственного комитета вопрос о повторном рассмотрении закона Законодательной палатой включается в установленном порядке в повестку дня заседания Законодательной палаты.

Если Законодательная палата большинством в две трети голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты вновь одобрит закон, отклоненный Сенатом, он считается принятым Олий Мажлисом Республики Узбекистан и направляется Президенту Республики Узбекистан для подписания и обнародования.

При повторном рассмотрении закона, возвращенного Президентом Республики Узбекистан, Законодательная палата принимает одно из следующих решений:

принять закон с учетом замечаний и предложений Президента Республики Узбекистан;

снять закон с дальнейшего рассмотрения;

одобрить закон в ранее принятой редакции.

В случае одобрения закона в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты закон направляется в Сенат для одобрения.

Статья 18. Особенности рассмотрения проектов Конституции Республики Узбекистан, конституционного закона, проектов законов о внесении в них изменений и дополнений

Для принятия проектов Конституции Республики Узбекистан, конституционного закона, проектов законов о внесении в них изменений и дополнений требуется большинство в две трети голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты.

Законодательная палата может рассмотреть проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан в течение шести месяцев после внесения соответствующего предложения с учетом его широкого обсуждения.

Если Законодательная палата не примет проект закона о внесении изменений и дополнений в Конституцию Республики Узбекистан, то его рассмотрение может быть возобновлено не ранее чем через год.

Статья 19. Порядок принятия постановлений Законодательной палаты

Законодательная палата по вопросам, не требующим принятия законов, принимает постановления.

При внесении в Законодательную палату проекта постановления к нему прилагаются краткая пояснительная записка и иные необходимые материалы.

Кенгаш Законодательной палаты, заслушав информацию Координационной группы, определяет ответственный комитет, передает ему и, одновременно, во фракции (депутатские группы) проект постановления и приложенные к нему материалы.

Ответственный комитет, собрав мнения и предложения от всех фракций (депутатских групп), заинтересованных организаций и экспертных групп по проекту постановления, представляет в Кенгаш Законодательной палаты заключение о возможности его рассмотрения на заседании Законодательной палаты.

Кенгаш Законодательной палаты на основе заключения ответственного комитета, с учетом мнений и предложений фракций (депутатских групп) принимает решение о включении или невключении проекта постановления в повестку дня заседания Законодательной палаты.

На заседании Законодательной палаты заслушивается информация представителя ответственного комитета, в которой в обязательном порядке до депутатов доводятся мнения и предложения фракций (депутатских групп) по проекту постановления.

Мнения и предложения фракций (депутатских групп) по проекту постановления должны учитываться в обязательном порядке.

По результатам обсуждения большинством голосов от общего числа депутатов принимается постановление Законодательной палаты.

Если по итогам голосования предложение о принятии проекта постановления не набрало необходимого числа голосов, то оно считается отклоненным.

Постановление Законодательной палаты по вопросу, отнесенному к совместному ведению с Сенатом, если иное не установлено настоящим Законом, в течение пяти дней со дня его принятия направляется в Сенат.

IV. ПРИНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Статья 20. Рассмотрение проекта Государственного бюджета

Проект Государственного бюджета на очередной финансовый год вносится Кабинетом Министров Республики Узбекистан в Законодательную палату не позднее 15 октября текущего года.

Проект Государственного бюджета Спикером Законодательной палаты передается ответственному комитету, фракциям (депутатским группам) для его предварительного рассмотрения и выработки мнений и предложений.

Ответственный комитет, собрав мнения и предложения от всех фракций (депутатских групп), заинтересованных организаций и экспертных групп, проводит предварительное рассмотрение проекта Государственного бюджета.

Материалы по проекту Государственного бюджета заблаговременно до его рассмотрения на заседании Законодательной палаты направляются депутатам Законодательной палаты.

Обсуждение проекта Государственного бюджета на заседании Законодательной палаты начинается с доклада министра финансов Республики Узбекистан или лица, исполняющего его обязанности, после которого выступает представитель ответственного комитета. При этом представитель ответственного комитета в обязательном порядке доводит до депутатов мнения и предложения фракций (депутатских групп) по проекту Государственного бюджета.

Мнения и предложения фракций (депутатских групп) по проекту постановления должны учитываться в обязательном порядке.

Замечания и предложения Законодательной палаты по проекту Государственного бюджета в трехдневный срок направляются в Кабинет Министров Республики Узбекистан.

Кабинет Министров Республики Узбекистан в течение четырнадцати дней дорабатывает проект Государственного бюджета с учетом замечаний и предложений Законодательной палаты и доработанный проект Государственного бюджета направляет в Законодательную палату.

Проект Государственного бюджета должен быть рассмотрен Законодательной палатой не позднее 15 ноября текущего года.

Принятый Законодательной палатой Государственный бюджет направляется в течение пяти дней со дня его принятия на рассмотрение в Сенат.

Статья 21. Внесение изменений и дополнений в Государственный бюджет

Изменения и дополнения в Государственный бюджет могут быть внесены по представлению Кабинета Министров Республики Узбекистан в установленном порядке.

Вопрос о внесении изменений и дополнений в Государственный бюджет должен быть рассмотрен на заседании Законодательной палаты в первоочередном порядке, если это может повлечь затруднения в бюджетном регулировании.

Изменения и дополнения в Государственный бюджет вносятся в порядке, установленном для его принятия.

V. НАЗНАЧЕНИЕ (ИЗБРАНИЕ) ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПАЛАТОЙ

Статья 22. Рассмотрение и утверждение кандидатуры Премьер-министра Республики Узбекистан

Кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан предлагается политической партией, набравшей наибольшее количество депутатских мест на выборах в Законодательную палату, или несколькими политическими партиями, получившими равное наибольшее количество депутатских мест.

Президент Республики Узбекистан после рассмотрения представленной кандидатуры на должность Премьер-министра Республики Узбекистан в десятидневный срок предлагает ее на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Представление Президента Республики Узбекистан об утверждении кандидатуры Премьер-министра Республики Узбекистан рассматривается Законодательной палатой в течение семи дней со дня его внесения.

Кандидат на должность Премьер-министра при рассмотрении и утверждении его кандидатуры в Законодательной палате представляет программу действий Кабинета Министров на ближайшую и долгосрочную перспективу.

Кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан считается утвержденной Законодательной палатой, если за нее будет подано более половины голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты.

Если при голосовании кандидатуры Премьер-министра Республики Узбекистан в Законодательной палате не удалось набрать большинство голосов от общего числа депутатов Законодательной палаты, Президент Республики Узбекистан имеет право после проведения дополнительных консультаций со всеми фракциями, еще раз представить кандидатуру на должность Премьер-министра.

В случае возникновения устойчивых противоречий между Премьер-министром Республики Узбекистан и Законодательной палатой по предложению, официально внесенному на имя Президента Республики Узбекистан депутатами Законодательной палаты в количестве не менее одной трети от их общего числа, вопрос о выражении вотума недоверия Премьер-министру вносится на обсуждение совместного заседания палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан.

Вотум недоверия Премьер-министру Республики Узбекистан считается принятым, если за него проголосует не менее двух третей от общего числа соответственно депутатов Законодательной палаты и членов Сената. В этом случае Президент Республики Узбекистан принимает решение об освобождении Премьер-министра от должности. При этом весь состав Кабинета Министров Республики Узбекистан уходит в отставку вместе с Премьер-министром.

Новая кандидатура Премьер-министра Республики Узбекистан для представления на рассмотрение и утверждение палатами Олий Мажлиса Республики Узбекистан предлагается Президентом Республики Узбекистан после соответствующих консультаций со всеми фракциями.

Постановление Законодательной палаты по вопросу утверждения кандидатуры Премьер-министра Республики Узбекистан направляется Президенту Республики Узбекистан в течение трех дней со дня его принятия.

В случае двукратного отклонения Законодательной палатой кандидатуры на должность Премьер-министра Республики Узбекистан Президент Республики Узбекистан назначает исполняющего обязанности Премьер-министра и распускает Законодательную палату.

В случае роспуска Законодательной палаты новые выборы проводятся в течение трех месяцев со дня принятия решения о роспуске.

Статья 23. Избрание Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) и его заместителя

Кандидатура Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) вносится на рассмотрение Законодательной палаты Президентом Республики Узбекистан.

Кандидатура заместителя Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) вносится на рассмотрение Законодательной палаты Уполномоченным Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсманом).

Постановления Законодательной палаты об избрании Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) и его заместителя направляются в Сенат.

После рассмотрения кандидатуры Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) на заседаниях палат Олий Мажлиса Республики Узбекистан принятое окончательное постановление по этому вопросу направляется Президенту Республики Узбекистан в установленном законом порядке.

Статья 24. Образование Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан

Предложения о кандидатурах членов Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан вносятся на рассмотрение Законодательной палаты Жокаргы Кенесом Республики Каракалпакстан, областными и Ташкентским городским Кенгашами народных депутатов.

Постановление Законодательной палаты по вопросу избрания членов Центральной избирательной комиссии Республики Узбекистан в течение трех дней со дня его принятия направляется в Сенат.

 

VI. РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ ОБ УТВЕРЖДЕНИИ УКАЗОВ ПРЕЗИДЕНТА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН

Статья 25. Утверждение указов Президента Республики Узбекистан об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления

Законодательная палата по внесенным на ее утверждение указам Президента Республики Узбекистан об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления принимает постановления.

Постановления Законодательной палаты по вопросу утверждения указов Президента Республики Узбекистан об образовании и упразднении министерств, государственных комитетов и других органов государственного управления направляются в Сенат, а также Президенту Республики Узбекистан в течение трех дней со дня их принятия.

Статья 26. Утверждение указов Президента Республики Узбекистан об объявлении состояния войны, общей или частичной мобилизации, о введении, продлении и прекращении действия чрезвычайного положения

Законодательная палата внесенный на ее рассмотрение указ Президента Республики Узбекистан об объявлении состояния войны рассматривает не позднее 48 часов, а указы Президента Республики Узбекистан об объявлении общей или частичной мобилизации, о введении, продлении и прекращении действия чрезвычайного положения — не позднее 72 часов с момента их поступления.

Вопрос об утверждении указов Президента Республики Узбекистан об объявлении состояния войны, общей или частичной мобилизации, о введении, продлении и прекращении действия чрезвычайного положения рассматривается Законодательной палатой без предварительного обсуждения в комитетах Законодательной палаты.

Постановления Законодательной палаты по вопросу утверждения указов Президента Республики Узбекистан об объявлении состояния войны, общей или частичной мобилизации, о введении, продлении и прекращении действия чрезвычайного положения незамедлительно направляются Президенту Республики Узбекистан.

VII. РАССМОТРЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПАЛАТОЙ ИНЫХ ВОПРОСОВ

Статья 27. Рассмотрение вопроса о проведении референдума Республики Узбекистан и назначении даты его проведения

Законодательная палата, рассмотрев материалы об инициировании проведения референдума Республики Узбекистан и заключение ответственного комитета, может принять одно из следующих решений:

о назначении референдума и мерах по его обеспечению;

об отклонении инициативы о проведении референдума;

о принятии закона или иного решения, предложенного в инициативе о проведении референдума, без проведения референдума.

Постановление Законодательной палаты по вопросу референдума Республики Узбекистан направляется в Сенат, а также инициаторам проведения референдума в течение трех дней со дня его принятия.

Если Законодательная палата приняла постановление об отклонении инициативы о проведении референдума Республики Узбекистан, вопрос о проведении референдума с такой же по смыслу или содержанию формулировкой может быть внесен на рассмотрение Законодательной палаты повторно не ранее чем через год.

Статья 28. Ратификация, денонсация, прекращение и приостановление действия международных договоров Республики Узбекистан

Проект решения о ратификации, денонсации, прекращении или приостановлении действия международного договора Республики Узбекистан вносится в Законодательную палату Президентом Республики Узбекистан или Кабинетом Министров Республики Узбекистан вместе с заверенной копией официального текста этого договора и документами, содержащими обоснование целесообразности его ратификации, денонсации, прекращения или приостановления действия.

Принятое Законодательной палатой решение о ратификации, денонсации, прекращении или приостановлении действия международного договора Республики Узбекистан направляется в Сенат.

Если проект решения о ратификации, денонсации, прекращении или приостановлении действия международного договора Республики Узбекистан не набрал необходимое число голосов депутатов Законодательной палаты и в ходе этого же заседания не было принято решение о необходимости внесения проекта данного решения на повторное рассмотрение Законодательной палаты, международный договор Республики Узбекистан считается не прошедшим процедуру ратификации, денонсации, прекращения или приостановления действия.

Статья 29. Рассмотрение вопросов об образовании, упразднении, переименовании районов, городов, областей и изменении их границ

Законодательная палата рассматривает вопросы об образовании, упразднении, переименовании районов, городов, областей и изменении их границ по предложению Кабинета Министров Республики Узбекистан, внесенному в установленном порядке.

В случае отклонения вопроса об образовании, упразднении, переименовании районов, городов, областей и изменении их границ он может быть внесен на рассмотрение Законодательной палаты повторно не ранее чем через год.

Статья 30. Рассмотрение вопросов о лишении депутата Законодательной палаты неприкосновенности

Представления Генерального прокурора Республики Узбекистан о получении согласия на привлечение депутата Законодательной палаты к уголовной ответственности, задержание, заключение под стражу или применение мер административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, рассматриваются Законодательной палатой, а в период между сессиями Законодательной палаты — ее Кенгашем с последующим утверждением постановления Кенгаша Законодательной палаты по этому вопросу на сессии Законодательной палаты.

Постановление Законодательной палаты или ее Кенгаша о даче согласия на лишение депутата Законодательной палаты неприкосновенности принимается тайным голосованием.

Постановление Законодательной палаты или ее Кенгаша по вопросу дачи согласия на привлечение депутата Законодательной палаты к уголовной ответственности, задержание, заключение под стражу или применение мер административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, незамедлительно направляется Генеральному прокурору Республики Узбекистан.

Статья 301. Рассмотрение вопроса о лишении Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) неприкосновенности

Представление Генерального прокурора Республики Узбекистан о получении согласия на привлечение Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) к уголовной ответственности, задержание, заключение под стражу или применение мер административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, рассматривается в течение десяти дней Законодательной палатой, а в период между сессиями Законодательной палаты — ее Кенгашем с последующим утверждением постановления Кенгаша Законодательной палаты по данному вопросу на заседании Законодательной палаты.

Постановление Законодательной палаты или ее Кенгаша о даче согласия на лишение Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) неприкосновенности принимается тайным голосованием.

Постановление Законодательной палаты или ее Кенгаша о даче согласия на привлечение Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) к уголовной ответственности, задержание, заключение под стражу или применение мер административного взыскания, налагаемого в судебном порядке, незамедлительно направляется в Сенат.

Отказ Законодательной палаты дать согласие на лишение Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека (омбудсмана) неприкосновенности является обстоятельством, исключающим в отношении его производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающем административное взыскание, налагаемое в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел.

VIII. ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЙ ПАЛАТОЙ КОНТРОЛЬНЫХ ПОЛНОМОЧИЙ

Статья 31. Рассмотрение вопросов о ходе исполнения Государственного бюджета

Законодательная палата осуществляет контроль за исполнением Государственного бюджета. Министерство финансов Республики Узбекистан ежеквартально направляет в Законодательную палату информацию и необходимые материалы о ходе исполнения Государственного бюджета.

Законодательная палата рассматривает ход исполнения Государственного бюджета за каждый квартал. При его рассмотрении заслушивается отчет Кабинета Министров Республики Узбекистан, заключение ответственного комитета мнения и предложения фракций (депутатских групп), проводится обсуждение и принимается соответствующее постановление.

Статья 32. Парламентский запрос

Законодательная палата, а также депутат Законодательной палаты вправе направить парламентский запрос должностным лицам органов государственной власти и управления с требованием дать обоснованное разъяснение или изложить свою позицию по вопросам, входящим в их ведение.

Ответ на парламентский запрос должностные лица органов государственной власти и управления дают на заседании Законодательной палаты не позднее десяти дней со дня получения запроса.

Парламентский запрос, адресованный председателю Верховного суда, председателю Высшего хозяйственного суда, Генеральному прокурору Республики Узбекистан, руководителям органов дознания и следствия не может касаться конкретных дел и материалов, находящихся в их производстве.

Информация по парламентским запросам может быть обсуждена на заседании Законодательной палаты. По итогам обсуждения Законодательная палата принимает постановление.

Статья 33. Осуществление Законодательной палатой иных контрольных полномочий

Законодательная палата ежегодно, не позднее 15 февраля года, следующего за отчетным, на своем заседании заслушивает отчет о деятельности Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека.

Законодательная палата ежегодно, не позднее 15 мая года, следующего за отчетным, на своем заседании заслушивает отчет Счетной палаты Республики Узбекистан.

Постановления Законодательной палаты, принятые по отчетам Уполномоченного Олий Мажлиса Республики Узбекистан по правам человека и Счетной палаты Республики Узбекистан, направляются в Сенат в течение десяти дней со дня их принятия.

Заслушивание на заседании Законодательной палаты информации членов правительства по вопросам их деятельности осуществляется по инициативе фракций и депутатских групп и производится в соответствии с повесткой дня заседаний Законодательной палаты.

Комитеты Законодательной палаты, а также депутаты Законодательной палаты могут запрашивать от государственных органов и других организаций, должностных лиц документы, экспертные заключения, статистические и иные данные.

Информация, запрашиваемая комитетами Законодательной палаты или депутатами Законодательной палаты, должна быть представлена соответствующим государственным органом, иной организацией, должностным лицом не позднее десяти дней со дня получения обращения.

Заслушивание комитетами Законодательной палаты сообщений руководителей органов государственной власти и управления о соблюдении ими законов, выполнении решений комитетов палаты проводится в соответствии с планами работы комитетов.

 

IX. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 34. Международные связи Законодательной палаты

Законодательная палата может заключать с парламентами других государств и международными парламентскими организациями соглашения о межпарламентском сотрудничестве, обмениваться официальными парламентскими делегациями, а также проводить различные мероприятия, направленные на укрепление международных связей.

Руководителям парламентов, главам государств и правительств, руководителям парламентских делегаций других государств по их просьбе может быть предоставлена возможность выступить на заседании Законодательной палаты.

Статья 35. Утверждение сметы расходов Законодательной палаты

Смета расходов, связанных с деятельностью Законодательной палаты, ее органов и депутатов Законодательной палаты утверждается Спикером Законодательной палаты.

 

Президент Республики Узбекистан                                                 И. КАРИМОВ